Медицина социальных катастроф
Круглый стол с администрацией АМО и руководителями ангарского здравоохранения прошел вчера в редакции «Всей недели». На вопросы журналистов ответили мэр АМО Андрей Козлов, начальник Управления здравоохранения администрации АМО Марина Сасина, главные специалисты разных направлений медицины.
Памятник истории
Основные темы разговора продиктовала сама жизнь. Неблагополучная социальная ситуация - «эпоха перемен» - и проистекающие из нее финансовые проблемы здравоохранения, рост заболеваемости туберкулезом, равнодушие граждан к своему и общественному здоровью осложняют и без того нелегкую работу медиков.
- К концу июня мы готовы открыть очередной корпус перинатального центра, - поделился доброй новостью Андрей Козлов. - Но кроме тех 20 миллионов, которые мы потратили непосредственно на строительные работы, на бюджет ложатся траты на многочисленные справки и согласования. В том числе необходима, например, справка о том, не является ли данное здание историческим памятником, и за нее нужно заплатить соответствующему областному учреждению.
Возможно, как величайший долгострой эпохи роддом и является историческим памятником, но ситуация лишний раз подчеркивает кособокость российской пирамиды власти.
- Тем не менее мы намерены завершить объект к указанному сроку, и тогда услугами современного лечебного учреждения смогут воспользоваться роженицы всей области, вплоть до Тулуна и Братска, - подчеркнул Козлов. - А это - дополнительные средства в бюджет, полученные по их родовым сертификатам.
Что касается многих учреждений старой части города - не только медицинских, но и детских, то они не соответствуют сегодняшним СНиПам, и порой дешевле выстроить новое здание на существующем участке, чем реконструировать старое. Это связано еще и с тем, что после развала СССС практически не проводились капитальные ремонты зданий, а косметические ложились целиком на плечи медиков или - в случае со школами - облегчали родительские кошельки.
Эпидемический порог
Далеко не столь радужна обстановка в сфере выявления и лечения туберкулеза. По словам Марины Сасиной, болезнь настигла и врачей: ежемесячно в городе выявляется один медик, заболевший «социальным недугом». Как уточнил заведующий оргметодотделом областного противотуберкулезного диспансера Василий Писковец, официально район еще не перешагнул «эпидемического порога» - 100 заболевших на 100 тысяч населения, а балансирует на грани - на уровне 80-90 больных. За последние пять лет выявлялось в среднем по 220 человек, то есть наблюдается некоторая стабилизация процесса.
- Рост заболеваемости связан с социальными потрясениями за время реформ, - подчеркнул Василий Писковец. - Мы его не победим, не решив социальные вопросы: спокойствие, питание, жилищные проблемы. Последние не решаются никак: в Иркутской области нет даже закона о туберкулезе, в отличие от большинства территорий.
По словам Писковца, более 50 процентов больных - неработающие. В лучшем положении находятся дети: в Ангарске сохранились дошкольные учреждения, куда направляются «подозрительные», в результате количество локальных форм туберкулеза у детей исчисляется единицами. Со взрослым контингентом сложнее. Результат лечения во многом зависит от больного: хочет ли он лечиться. Этот тезис подтвердила и главный внештатный пульмонолог АМО Светлана Ильязова. По ее словам, больные часто игнорируют рекомендации, не принимают лекарств, нарушают больничный режим. В результате на фоне вылеченного туберкулеза развиваются другие заболевания легких, приводящие к инвалидности.
- Причем инвалидами часто становятся молодые люди, и им это выгодно: они получают за это деньги, - отметила Ильязова. - При нормальной схеме лечения пневмония излечивается за 10 дней, но больных приходится заставлять принимать лекарства в присутствии медработников.
Благодаря появлению в БСМП новейшего томографа и возможности обследовать больных методом мультиспиральной томографии, выявляемость невоспалительных заболеваний легких значительно улучшилась: 26 пациентов из обследованных в 2009 году переведены в противотуберкулезный диспансер, 20 человек - в онкологию.
Раковый корпус
Онкология - козырь, используемый в разного рода экологических и политических спекуляциях на протяжении ряда последних лет. Однако согласно статистике, которую озвучила Марина Сасина, заболеваемость в Ангарске не превышает средних показателей по стране и области и не связана с наличием химического и атомного производства. За 2008 год показатель заболеваемости составил 369 человек на 100 тысяч населения, за 2007-й - 419 человек. В областном центре показатель составляет 449 больных на 100 тысяч, среднеобластной показатель - 351 человек на 100 тысяч населения. Смертность от онкологических заболеваний приблизительно соответствует аналогичному показателю в Иркутске и ниже общеобластной. Что касается выявления запущенных случаев рака, то за 2006-2008 годы этот показатель значительно ниже областного. В целом смертность от рака в Ангарске занимает второе место, уступая сердечно-сосудистым заболеваниям. На третьем месте по причинам смерти находятся травмы и отравления. По регионам России рак делит первое-второе место с инфарктами в структуре причин смерти.
Средство раннего выявления грозных диагнозов одно - всеобщая диспансеризация, подчеркнула Марина Сасина.
- «Визуальные» (то есть «видимые глазом». - Авт.) формы рака выявляет терапевт на первичном приеме, для чего он должен осмотреть пациента с головы до ног, - уточнила главный терапевт Ангарска Валентина Протасова. - Вот здесь мы и сталкиваемся с нежеланием населения заботиться о своем здоровье: ну что мешает человеку пройти диспансеризацию за государственные деньги?
Эскадрон рентген летучих
Мешают пресловутые очереди в поликлиниках. Согласно стандарту человек должен попасть к терапевту в день обращения, в крайнем случае - назавтра. Однако человек, потолкавшись в очередях, может и вовсе отказаться от услуг здравоохранения. Например, пациенты узких специалистов зачастую идут к участковому… чтобы получить талон к «своему» врачу.
- Не следует так относиться к участковой службе: узкие специалисты - лишь консультанты, и их прием обходится бюджету дороже. Основную работу - осмотр, направление на анализы, лечение несложных заболеваний типа радикулита - вполне может взять на себя участковый, - говорит Валентина Протасова. - Тем более именно участковым терапевтам платят за это.
Действительно, как отметил в свое время экс-начальник МСЧ-28 Олег Малов, девочке с институтской скамьи, выполняющей функции диспетчера, платят больше, чем оперирующему хирургу с сорокалетним стажем. Наличие «человеческого фактора» - низкую квалификацию молодых специалистов - признает и начальник здравоохранения Марина Сасина.
- В каждом случае некачественного оказания помощи не стесняйтесь обращаться к руководству больницы, - рекомендует Сасина. - Мы тщательно рассматриваем каждый такой случай. Увы, после института врача нужно «долбить» еще шесть-семь лет, чтобы вырастить из него хорошего специалиста.
В целях выявления опасных заболеваний медицина «пошла в люди»: увеличилось количество флюорографических установок в поликлиниках, на муниципальные деньги приобретен и передвижной флюорограф - он позволит обследовать «малоподвижное» население, в том числе бабушек и дедушек, сидящих во дворах.
Разумеется, и при положительных сдвигах обстановка соответствует социальной катастрофе: например, перед началом летнего сезона в городе не оказалось противокоревой вакцины для персонала лагерей, а сейчас отсутствует туберкулин - средство раннего выявления туберкулезной инфекции. Вопросы снабжения вакцинами постоянно приходится решать с областным руководством.
Но даже перебои с препаратами не отменяют календаря обязательных прививок («Это закон, а он не обсуждается», по словам Марины Сасиной). Медики рекомендуют обязательно прививаться от коревой краснухи и гепатита В - заболеваний, чреватых грозными последствиями.
Сапожник, будь в сапогах!
Так сложилось, что встреча прошла как раз накануне Дня медработника. Андрей Козлов и Марина Сасина решили произнести совместный спич во славу ангарских медиков:
- Уважаемые медицинские работники! Поздравляем вас с профессиональным праздником. И в первую очередь желаем, чтобы вы внимательно относились к собственному здоровью. Врач, не исцелившийся сам, подобен сапожнику без сапог.
Ну и, конечно, благодарим вас за ваш нелегкий добросовестный труд во имя нашего общего здоровья.






