Город на заре

Через год Ангарск встретит «пенсионный» юбилей - городу стукнет аж 60 лет. Наверняка будут пышные торжества и поздравления от властей разного уровня, заслуженное чествование ветеранов-старожилов, но, наверное, не произойдет главного: никто не положит цветы к памятнику истинным ангарским первостроителям, потому что такого памятника в городе пока нет. Тем, кто реально создавал Ангарск, никто и не думал никогда ставить памятник - в принципе, так сказать.

+Женщины-зечки - с носилками и тачками, мужчины - исключительно у механизмов. Социалистическое разделение труда!Женщины-зечки - с носилками и тачками, мужчины - исключительно у механизмов. Социалистическое разделение труда!

«Город на заре», как восторженно называли Ангарск полвека назад,
создавался трудом тысяч зеков. Когда было решено повторить германский опыт и построить в Восточной Сибири комбинат, способный выжать жидкое топливо из черемховских углей, в междуречье Ангары и Китоя вслед за вагонами трофейного оборудования потянулись эшелоны осужденных.

+Так выглядел будущий проспект Сталина в 1950 годуТак выглядел будущий проспект Сталина в 1950 году

Об участии невольников ГУЛАГа в строительстве Ангарска долгое время молчали, потому и появилось немало слухов, порой кочующих по разным СМИ. Так, на полном серьёзе утверждают, что здесь работали почти 100 тысяч заключенных. Живуч и миф о массовых могилах, якобы укрытых в ангарских парках. Особых ужастиков на самом-то деле не было - всё в рамках обычных представлений обычных советских руководителей о том, как и кем надо строить. Но имеющиеся факты поражают и сегодня.

+Китойлаговцы за работойКитойлаговцы за работой

Документы открывают нам подлинные цифры участия лагерников в создании светлого коммунистического завтра. С момента создания и до ликвидации в Китойлаге, заключенные которого занимались строительством Ангарска, по разным годам числилось: на 1 декабря 1947 года - 7399 человек, на 1 января 1948-го - уже 11 431 человек, а дальше… Дальше, наверное, можно оперировать просто цифрами. Кто там эти цифры тогда людьми считал?

01.01.1949 г. - 23 167
01.01.1950 г. - 37 573
01.01.1951 г. - 38 640
01.01.1952 г. - 58 768

Почти 60 тысяч человек - это, конечно, много. Хотя история страны знает и куда более значительные масштабы привлечения заключенных к созданию промышленных и урбанистических проектов. В том числе - после смерти Сталина. А вот в Ангарске после кончины вождя поток зеков-строителей схлынул. На 15 мая 1953 года в Китойлаге было уже лишь 23 259 человек. И хотя среди них по-прежнему находились не только чистые уголовники (в 1954 году, например, строительством «Города на заре» занимались 4334 человека, осужденных за «контрреволюционные преступления»), тенденция обозначилась.

+Первомай 1953 года: зрители - даже на крышах домов! Заключенных, выстроивших город, в праздничных колоннах, разумеется, нет.Первомай 1953 года: зрители - даже на крышах домов! Заключенных, выстроивших город, в праздничных колоннах, разумеется, нет.

К 1 января 1956 года в Китойлаге было 19 668 человек, к 1 января 1958-го - 16 382 человека, а к 1 января 1960-го - 11 660. С этого момента, наверное, действительно можно говорить о том, что город начали строить и вольные люди. Тоже. Параллельно с зеками. И тоже внесли заметную лепту в создание Ангарска…

+Первый ангарский кинотеатр «Победа»: Ленин и Сталин ещё рядом, и оба - за колючей проволокойПервый ангарский кинотеатр «Победа»: Ленин и Сталин ещё рядом, и оба - за колючей проволокой

Но всё, чем гордится этот город и что является его промышленным, производственным основанием, базисом, безусловно, дело рук преимущественно зеков! Они работали как часы: утром их под конвоем приводили на работу, вечером уводили в жилые лагеря.

Александр Яковлевич Кавинин, который был тогда вольнонаемным бригадиром, вспоминает:

- Ангарск строило такое количество заключённых, что, если до 18.00 не ушёл домой, приходилось ожидать часа два-три. Дело в том, что в шесть часов вечера начинался развод заключённых по лагерям. Представьте себе сплошные колонны зеков в окружении конвоя и овчарок! Многие такие картинки видали в кино, а тот, кто был в плену или оккупации, и наяву. Но было это во время войны, причём тогда наших людей вели фашисты. А тут - свои своих, и картина ничем не отличалась.

Документы предлагают широкий перечень объектов, к которым приложили руки осужденные. В этом списке не только будущие комбинаты-гиганты АНХК (бывший «комбинат-16») и АЭХК (проходивший под «псевдонимом» «комбинат 820»).

Китойлаговские зеки строили жилые дома, детские сады, объекты противовоздушной обороны, трудились в соседних Черемхово и Усолье. В «рабочей зоне» оказывались целые кварталы нынешнего Ангарска, включая кинотеатры и другие объекты, как сейчас принято говорить, социально-культурной инфраструктуры. Эту зону обносили двойным проволочным забором, по периметру ставились вышки для караульных, и всё - вперед, к достижению высоких социалистических результатов! Старые фотографии из коллекции Александра Левицкого во всей красе запечатлели «китойлаговское» прошлое Ангарска. Прошлое города, который, скорее всего, должен был знаменовать собой молодость и красоту коммунизма и который ничего знаменовать так и не сумел. Города на заре, построенного зеками. Города, долго гордившегося своей молодостью и… оказавшегося вдруг пенсионером.

Владимир ХМЫЛЬНИКОВ

Вся неделя. Ангарск пишет:

Вся неделя. Ангарск пишет:

Так, на полном серьёзе утверждают, что здесь работали почти 100 тысяч заключенных. Живуч и миф о массовых могилах, якобы укрытых в ангарских парках.

Громкий смех

согласен с мнением поставить

согласен с мнением поставить в Ангарске памятник первостроителям и пусть что бы ни говорили, что якобы еще и зекам памятники не ставили, тем не менее надо отдать должное каторжному труду этих людей, благодаря которым мы имеем заводы, жилые дома, садики и т.д.

Вот и редактора Всей недели

Вот и редактора Всей недели потянуло в историю.. Журналистов нет (даже Мухина!), приходится самому писать за спасибо....

Вообще очень Отличная

Вообще очень Отличная публикация! И Фотки Супер!!!

BULC пишет: согласен с

BULC пишет:

согласен с мнением поставить в Ангарске памятник первостроителям

Такой памятник однозначно нужен. Только не надо делать из этого политику. И у Асауленко не надо заказывать.

Памятник надо ставить

Памятник надо ставить однозначно. Сурку же команда поставила памятник, а тут действительно люди нам город построили.

Как вы с романтикой подошли к

Как вы с романтикой подошли к тему - зекам памятник! Хоть и живем в окружении зон, не стоит обзаводиться подобным монументом. Полистайте историю Ангарска - про кровавые бунты зеков-первостроителей слышали? Страшная штука. Среди них не только политпострадавшие были - а еще уголовнички всех мастей, их внуки и сейчас здесь рулят.

а еще, говорят, военнопленные

а еще, говорят, военнопленные японцы ангарск строили

Капля дегтя пишет:

Капля дегтя пишет:

Полистайте историю Ангарска - про кровавые бунты зеков-первостроителей слышали?

Тем не менее это история нашего города.По любому лучше чем памятник суркам ставить. Хотя и сурок тоже нужен. Та же история города.

Капля дегтя пишет: . Санек_С

Капля дегтя пишет:

.

Санек_С пишет:

а еще, говорят, военнопленные японцы ангарск строили

нет, они на Суховской работали. Там на кладбище и могила японцев есть

Капля дегтя пишет: Полистайте

Капля дегтя пишет:

Полистайте историю Ангарска - про кровавые бунты зеков-первостроителей слышали? Страшная штука.

это бунт мая 1953 г? Хачиков мочили

YRI пишет: Тем не менее это

YRI пишет:

Тем не менее это история нашего города.

Никто не оспаривает то, что это наша история. Но посудите сами, увековечивать в памятнике тех, кто был вне закона, я не считаю правильным. Да и не поддержит данную затею никто, по крайней мере сейчас.

YRI пишет:

По любому лучше чем памятник суркам ставить. Хотя и сурок тоже нужен.

Памятник то поставили, только представляет он из себя, своего рода, шарж, дорогая игрушка для детей, а не "память". Какого х.. тогда решили ставить "памятник"?! У нас деньги потратить некуда?

Flooder пишет: не поддержит

Flooder пишет:

не поддержит данную затею никто, по крайней мере сейчас.

так о том и говорится:

Вся неделя. Ангарск пишет:

никто не положит цветы к памятнику истинным ангарским первостроителям, потому что такого памятника в городе пока нет. Тем, кто реально создавал Ангарск, никто и не думал никогда ставить памятник - в принципе, так сказать.

: оффтоп

02/06/2010,
Автор неоднозначно излагает свою мысль, как мне показалось, и говорил он о прошлом, мол, никто и не думал. Я же однозначно против, как и многие на мой взгляд, и говорю о будущем, в связи со всеобщей "гуманизацией" и "промыванием мозгов"; между прочим, при правильном подходе к данной теме (ГУЛаг) со стороны люберал-демократов, это будет хорошим "плевком" в сторону советской России.

Flooder пишет:Но посудите

Flooder пишет:

Но посудите сами, увековечивать в памятнике тех, кто был вне закона, я не считаю правильным.

Для кого-то узники концентрационных лагерей тоже были вне закона в своё время.Но им же ставят памятники!Ась?

: оффтоп

Fantazmer пишет:

Для кого-то узники концентрационных лагерей тоже были вне закона в своё время.Но им же ставят памятники!Ась?

Какие КЛ ты имеешь ввиду? Если те, что фашисткая Германия строила во времена ВОВ, то это общепризнанное нарушение человеческих прав, антигуманно и т.д. Если такие памятники существуют, то поставлены не для того, чтобы восславить тех, кто попадал туда, а для того, чтобы никто не забывал то, что там делали с людьми. В ГУЛагах погибло много людей, но по большей части это были военнопленные, нарушители закона, предатели родины, вобщем заслужившие в той или иной степени этого. И ставить памятники всем вышеперечисленным не считаю правильным, но я не оспариваю тот факт, что там были и невинные заключенные, это уже не история города, это история наше страны.

Отправить новый комментарий

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
Add image
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразовываются в ссылки.
  • Допустимые HTML тэги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <img> <h1> <h2> <h3> <h4> <span> <br> <div> <strike> <sub> <sup> <nobr> <table> <th> <tr> <td> <caption> <colgroup> <thead> <tbody> <tfoot>
  • Можно цитировать чужие сообщения с помощью тэгов [quote]
  • Автоматический перевод строки.
  • Можно вставить изображение в текст без HTML-кода.
  • Можно вставлять видео тэгом [video:URL]. Поддерживаются Youtube, Mail.ru, Rutube и другие.
  • Текстовые смайлы будут заменены на графические.

Дополнительная информация о настройках форматирования

To prevent automated spam submissions leave this field empty.
Прикрепить файлы к этому документу (Комментарий)
Все изменения, касающиеся прикреплённых файлов, буду сохранены только после сохранения вашего комментария. Изображения больше чем 4000x4000 должны быть уменьшены Максимальный размер одного файла - 40 Мбайт , допустимые расширения: jfif jpg jpeg gif png txt doc xls pdf ppt pps odt ods odp 3gp rar zip mp3 mp4 ogg csv avi docx xlsx mov m4v.
Your browser does not support HTML5 native or flash upload. Try Firefox 3, Safari 4, or Chrome; or install Flash.
Original design by My Drupal  |  Modified by LiveAngarsk.ru team