Через вашу проходную пронесу и мать родную
Как-то я записал в блокнот понравившееся выражение: «На каждом поле деятельности - свои сорняки». Недавно в редакцию позвонили работники ОАО «Невская косметика» и попросили разобраться с ситуацией, которая сложилась на их предприятии. Сами не ведая того, они подсказали тему для разговора о «сорняках», вернее, о несунах.
Вот уж необозримое поле для пахоты! Вспомнились прапорщики, выносившие продукты из армейской столовой, работники спиртзавода, которые в специально изготовленных миниатюрных емкостях из нержавейки проносили через проходную спирт. Вспомнился фильм, как мальчишка не позволил мордовороту в исполнении артиста Петренко унести с завода электромотор, наконец, вызвал смех рассказ ангарской писательницы Елизаветы Замащиковой о том, как работяга выносил в трусах половую краску, и она от разогретого тела «поплыла».
Если по-серьезному, от деятельности несунов предприятиям, стройкам, магазинам становится не до смеха. Это явление приобрело в нашей стране огромные масштабы, впрочем, не только в нашей. Мне всегда казалось, что немцы по части воровства незапятнанны. Собственными глазами видел женщину, вошедшую в вагон поезда дальнего следования и поставившую чемодан около двери. За все время пути на чемодан никто не обратил внимания. Между тем официальная статистика гласит: среди немцев в супермаркетах ворует каждый 100-й покупатель, а в России это делает каждый 300-й.
Знаю доподлинно, что у Гавриила Франтенко на предприятии СХОАО «Белореченское» за кражу ответственность несут все до единого члены семьи - они без всяких объяснений изгоняются из коллектива. На свинокомплексе у другого сельхозпроизводителя - Ильи Сумарокова подход иной: он всегда старается поощрить своих работников и выдает им продуктовые наборы, делает скидки на продукцию, проводит соревнование, в котором победивший получает ценные призы.
И все равно, какими бы ни были методы - кнута или пряника, несуны в России не переводятся.
История первая
На заводе ОАО «Невская косметика» в связи с хищениями и борьбой против воровства развернулась настоящая война. Недавно образовавшийся профсоюзный комитет встал на защиту своих работников. С 1 ноября здесь приступило к работе охранное предприятие «Цербер». Профсоюз написал две коллективные жалобы на действия охранников в прокуратуру города Ангарска. Отрывки из жалобы звучат следующим образом: «На нашем предприятии установлен пропускной режим, при котором охранники имеют право без всяких на то оснований производить личный досмотр граждан. При досмотре работник имеет право методом похлопывания, практически поглаживая, прощупывая тело человека, производить обыск. На нашем предприятии работает много семейных пар, незамужних женщин, поэтому не исключены какие-то эксцессы со стороны, предположим, мужа, когда таким образом производится «досмотр» его жены. Начальник КПС А.М. Клименко лично давал указания охранникам, как они должны действовать «согласно правилам, прописанным им (а не действующим законодательством) в договоре с данным охранным предприятием». При досмотре очередной работницы, которая предоставила для показа сумку, расстегнулась и показала все, что от нее требовали, А. Клименко грубо отчитал женщину-охранника, которая производила досмотр работницы смены в присутствии еще 29 таких же работников, за то, что она не ощупала карманы и верхнюю одежду. Просим проверить законность и обоснованность досмотров, вмешаться и остановить беззаконие на нашем предприятии. Доказательства зафиксированы видеонаблюдением, установленным на КПП».
Профсоюзный комитет, прежде чем обратиться в газету, изучил целый пакет документов: Конституцию РФ («Права и свободы человека и гражданина»), Закон о милиции, Порядок проведения личного досмотра, Личный досмотр. Думаю, в этом противоборстве на «Невской косметике» победит закон.
История вторая. Несун приходит в магазин
Лучше всех повадки несунов и их особенности знает служба безопасности. Ваш корреспондент отправился в один из самых крупных магазинов города на встречу с начальником службы обеспечения пропускного режима Денисом С.
Он начал беседу с оглашения негласного «закона 80-20», согласно которому 10 процентов воруют, 10 процентов не воруют вообще, а 80 процентов колеблются и готовы… нет, не своровать, а сделать маленький сюрприз для себя в виде шоколадки, мягкой игрушки либо некой безделушки, якобы забытой при оплате. На предприятиях торговли существует коллективная ответственность, поэтому вор похищает не только у хозяина, он обкрадывает работников. В гипермаркетах столицы или городов-миллионников потери в 6-7 процентов безболезненны, а вот в небольших городах типа Ангарска они ощутимо бьют и по бизнесу в целом, и по всему обслуживающему персоналу торговых предприятий в частности.
Главные похитители в магазинах - наркоманы. Если они видят, что нет охраны, перед ними открывается большое поле деятельности. В супермаркетах, где есть системы видеонаблюдения, хорошо поставлена служба охраны, воришек отслеживают без особых проблем. Их берут у полок с определенным видом товаров: кофе, алкоголь, шоколад, косметика - все это можно сбыть в ближайших киосках. Труднее с ворами-профессионалами: они считывают информацию о видеокамерах, находят уязвимые места.
Как говорит Денис, не всегда техническое оснащение - лучшее средство от воровства. Благосостояние торгового предприятия напрямую зависит от бдительности уборщицы, дворника, продавца, кассира… Магазин - это страна в миниатюре: нет контроля - нет порядка.
Кроме видеонаблюдения, несунов контролируют рамки на выходе. Те, кто «забыл» оплатить товар, проходя через них, подвергаются световому и звуковому излучению. Неоплаченные покупки сигнализируют кассиру и охране о возможности кражи. Каждый день происходят инциденты с ворами, тем не менее служба обеспечения пропускного режима не бьет провинившихся, не оскорбляет их, а предлагает заплатить за товар. Как только человек вошел в магазин самообслуживания, он «подписывает обязательство публичной оферты»: рассматривает товар, выбирает его, а на выходе оплачивает. В случае отказа от публичной оферты покупатель передается органам милиции.
К наиболее распространенным видам хищений относят вынос товаров в сумках или детских колясках, поэтому за такими покупателями нужен особый надзор. Бывает, что дети съедают шоколадку, а родители отвечают: «Я не виноват».
Замечательно наивное объяснение дают люди, пойманные с поличным: «Я проверял охрану на бдительность».
Сколько веревочке ни виться, а концу быть, гласит пословица. Вор так или иначе попадается на заметку охранников или милиции, а если не попадается, то становится объектом презрения близких и знакомых.







