Кто испортил воздух?
В школе мы смеялись над фразой Чацкого: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Правда, чем у нас в Ангарске пахнет, с ходу не разберешь. Крепкий воздушный настой содержит примерно 120 различных компонентов, около 100 из них можно определить доступными науке методами. Не все из атмосферных составляющих вредны для здоровья человека - порядка 7 процентов очень даже полезны, зато остальные 93 процента...
В Ангарске всё спокойно
Но не будем спешить с голословными обвинениями воздушному пространству города. Чему нас учит Уголовный кодекс? Вину сначала надо доказать. А у нас что получается? Выходишь на улицу, принюхиваешься - воняет, аж дышать нечем! Смотришь официальные документы по мониторингу воздушного пространства - все в порядке, нет превышения предельно допустимых концентраций! Чему верить: собственному носу или документу?
Нос к делу не подошьёшь, поэтому посмотрим, каким образом официально осуществляется мониторинг воздушного пространства города. В рамках государственной программы эту функцию на протяжении многих лет выполняет Ангарская гидрометеообсерватория.
- Мы работаем согласно государственной программе и по методикам, рекомендованным в «Руководстве по контролю воздушной среды», разработанном в 1989 году, - объяснила Эльфинур Трофимова, исполняющая обязанности начальника комплексной лаборатории мониторинга окружающей среды (КЛМС).
Государственной программой предусмотрен мониторинг по следующим компонентам: пыль, диоксиды серы и азота, оксид углерода, сероводород, фенол, аммиак, формальдегид. Наблюдение осуществляется на четырёх постах в границах города: на пересечении улиц Чайковского и Ворошилова, Московской и Глинки, в Сангородке и в 8 микрорайоне. Отбор проб воздуха производится ежедневно три раза в сутки - в 7, 15, 19 часов. За период с 9 января по 20 мая максимальное превышение концентрации вредных веществ в воздухе, предусмотренных госпрограммой, зафиксировано девять раз. К примеру, 24 января - оксида углерода (2,4 ПДК), 28 февраля - сероводорода (1,4 ПДК), 26 апреля - формальдегидов (1,4 ПДК). И то не по всему городу, а на отдельных постах. Наиболее «грязными» в плане экологии воздушной среды считаются улица Ворошилова и Сангородок. Сотрудники комплексной лаборатории связывают концентрацию вредных веществ в воздухе не с аварийными выбросами, а с безветренной погодой и, как следствие, накоплением вредных частиц в приземном слое.
Что в итоге имеет Ангарск от государственного мониторинга? Изучение воздушной среды по восьми опасным для здоровья компонентам в четырех точках города. А как быть с остальными выбросами? Закрыть глаза и сказать себе: «В Ангарске все спокойно, в Ангарске - благодать?» Но мы носом чуем, что это не так! Государственная программа мониторинга не даёт полной картины!
Нет мониторинга - нет проблем
Обижаться не на кого. Мы сами загнали себя в угол.
- В 2003 году депутаты Думы проголосовали за исключение из бюджета статьи расходов на мониторинг окружающей среды по дополнительным компонентам, - рассказывает Владимир Путято, начальник отдела экологии администрации Ангарского муниципального образования. - На удивление, особенно яро за это выступили депутаты-врачи.
Свое мнение они обосновали острой необходимостью направить «экологические» деньги на оснащение медоборудованием учреждений здравоохранения.
Резон увидели в том, что объемы вредных выбросов в атмосферу значительно сокращались. Это было обусловлено многолетним спадом промышленного производства, внедрением природозащитных технологий на действующих предприятиях. По данным статистики, в 2004 году в воздушную атмосферу города поступило 137 тысяч тонн выбросов, в 2005-м показатель снизился до 130 тысяч тонн. Только вздохнули относительно свободно, как в 2006-м в связи с ростом производства и увеличением транспортных потоков уровень загрязнения возрос до 142 тысяч тонн!
- В худшие времена этот показатель достигал 800 тысяч тонн в год, - объясняет Владимир Михайлович. - В пересчете на количество проживающего на территории населения получалось по четыре тонны выбросов на каждого жителя, включая грудных детей.
Меж тем, по информации статистического отдела Управления здравоохранения администрации АМО, представленной Валентиной Комаровой, заместителем начальника Управления, в муниципальных учреждениях здравоохранения показатели заболеваний органов дыхания нестабильны. В 2005 году зарегистрировано 28 198 случаев данных заболеваний на 100 тысяч жителей, в 2006-м - 29 624 случая, в 2007-м - 25 773 случая.
- Чем вызваны такие колебания и как они связаны с состоянием воздушной среды, мы сказать не можем, - замечает Валентина Анатольевна. - Чтобы выстроить логическую цепочку, нужны данные о структуре и количестве выбросов, а их у нас нет.
Что делать будем? Спрячем голову в песок (нет оптимального мониторинга - нет проблем) и дождемся, пока на наши головы опять начнет сыпаться по четыре тонны вредных выбросов ежегодно?
Дополнительный элемент
- Учитывая многолетние воздействия выбросов химических производств, Ангарск относится к городам с неблагополучной экологической обстановкой, с высоким уровнем суммарного загрязнения, существенно влияющего на здоровье населения. На местном уровне необходимо укреплять существующую систему мониторинга как средство контроля за природоохранной деятельностью предприятий и возможными негативными последствиями развития промышленности и энергетики в городе, - к такому выводу пришли ученые института биофизики.
В разговоре участвовали Валерий Прусаков, доктор медицинских наук, заведующий отделом гигиены и оценки риска, Геннадий Юшков, кандидат медицинских наук, заведующий отделом токсикологии, и Тамара Филиппова, директор НИИ биофизики. Учитывая специфику местной химической и нефтехимической промышленности, особенности расположения жилой и промышленных зон, зону влияния источников выбросов ангарского промузла, ученые предлагают оптимизировать месторасположение постов наблюдения и перечень компонентов мониторинга, добавив в список углеводороды, амины, фтористые соединения и ароматические углеводороды. Почему именно эти элементы? Одни из них обладают неприятным запахом, другие обнаруживаются в значимых концентрациях и в целом вносят существенный вклад в общее загрязнение атмосферы города. Загрязнение быстро распространяется на большие площади, охватывает территорию в периметре 7-15 километров, включая практически все жилые массивы города. Оглянуться не успеешь, как полгорода начнет задыхаться. Кроме того, требуется увеличить количество пунктов наблюдения за состоянием воздушной среды, включив в карту мониторинга «квартал», район новостроек (29, 32, 33, 34 микрорайоны), дополнив наблюдения круглосуточными. Данные меры позволят более полно составить реальную картину состояния воздушной среды Ангарска, отслеживать планируемое наращивание мощности предприятий, а также эффективность внедряемых мероприятий по снижению выбросов, оценивать воздействие этого загрязнения на здоровье жителей нашего города.
ГО и ЧС спешат на помощь
Расхлебывать кашу досталось районной администрации. Она взяла на себя ответственность за принятие решения об усилении независимого контроля воздушной среды. На майском совещании у Сергея Герявенко, заместителя мэра АМО, обсуждался вопрос о выделении средств из бюджета района на дополнительный мониторинг.
Главным препятствием к решению проблемы стал… Федеральный закон №131 «О местном самоуправлении…» (будь он неладен!), где обозначено, что функции по мониторингу и охране окружающей среды берут на себя федеральные органы. Опять бег по кругу?
Но выход нашелся: местные отделения ГО и ЧС передали на уровень района, а структура, призванная ликвидировать опасность и оберегать население в случае чрезвычайных ситуаций, обязана владеть информацией о состоянии окружающей среды. Значит, дополнительный независимый мониторинг будет осуществлен на уровне ГО и ЧС!
В настоящее время на эти цели необходимо изыскать в бюджете района 500 тысяч рублей.
- Далее будет объявлен конкурс на заключение муниципального контракта среди организаций, осуществляющих контроль состояния окружающей среды. Только в Ангарске насчитывается пять таких предприятий, - говорит Владимир Путято.
Вот тогда жители города будут знать, чем пахнет, кто испортил воздух и с кого спросить за загрязнение воздушного пространства.
Главным препятствием к решению проблемы стал… Федеральный закон №131 «О местном самоуправлении…» (будь он неладен!), где обозначено, что функции по мониторингу и охране окружающей среды берут на себя федеральные органы. Опять бег по кругу?
хрень какая-то.
Живу и радуюсь, и ни одной морщинки на лице! (с)






