Экс-начальника ИК-15 под Ангарском обвиняют в превышении полномочий
Экс-начальника ИК-15 Ангарска и СИЗО-1 Иркутска Сергей Шведкова, а также его подчиненных по колонии — Арткма Ермакова, Сергея Юрина и Евгения Тараканова — обвиняют в превышении должностных полномочий, из-за чего погиб один из заключенных. Все трое находятся под стражей.
Шведков, в частности, арестован уже больше года, а 24 июня суд продлил ему меру пресечения до конца сентября. Карточки дел есть в базе суда Кировского районного суда. Заседание длилось около четырех часов из-за позиции прокуратуры, рассказал корреспонденту «ИрСити» правозащитник Петр Курьянов.
Сергей Шведков возглавил ИК-15 уже после бунта, который произошел в учреждении в 2020 году. Колонией он руководил с декабря 2022 года, а до этого — был начальником СИЗО-1 Иркутска. Ермаков работал в колонии с 2021 года работал в колонии начальником оперативного отдела, а Юрин — заместителем начальника ИК.
По данным следствия, Шведков, Ермаков и Юрин с подачи вышестоящего руководителя ГУФСИН по Иркутской — его имя в постановлении о предъявлении обвинения, копия которого есть у редакции, не называется — организовали в карантинном отделении, где находятся вновь прибывшие осужденые, нечто вроде вербовки.
Для этого в карантин посадили сотрудничающих с руководством осужденных для разъяснения новичкам правил внутреннего распорядка и привлечения их в ряды активистов. Это, считает обвинение, противоречит правилам и законам для колоний. Кроме того, следствие полагает, что «старичкам» из числа осужденных в карантине разрешалось использовать к новым заключенным и моральное давление, и физическое насилие.
— Активисты с ведома администрации колонии включали в сеть музыкальный центр и подключались колонки высокой мощности. В результате этого во время пыток и издевательств в карантинном отделении играла музыка громко, и за счет этого с улицы криков, стонов слышно не было, — такие показания одного из осуждённых содержатся в уголовном деле.
Мужчина также рассказывал, что вновь прибывших избивали в течение всех 15 суток, которые они находились в карантине. Несогласных помещали затем в один из отрядов, где над ним продолжали «работать» активисты.
Среди «вербовщиков» был и иркутянин Анатолий Макагонов, следует из материалов уголовного дела. Мужчина был не раз судим за имущественные преступления, одно из последних было связано с кражей велосипеда — данные об этом отражены в базе Свердловского районного суда Иркутска.
За подобное преступление в ИК-15 попал и Николай Шайхутдинов из Усть-Кута: он тоже украл велосипед, а затем сдал его в скупку, а на вырученные деньги купил спиртовую настойку «Боярышник». Суд, отмечается в опубликованном на сайте Усть-Кутского районного суда решении, в октябре 2022-го приговорил года мужчину за это к 1 году 9 месяцам лишения свободы.
В колонию Шайхутдинов приехал в феврале 2023 года, следует из материалов дела. Его, как и положено, поместили в карантин. В ту же ночь между ним и Макагоновым завязался конфликт. Последний ударил кулаком новичка по лицу, тот упал, ударился головой и скончался позже в больнице. В отношении Макагонова возбудили уголовное дело о причинении смерти по неосторожности. Ангарский горсуд уже вынес обвинительный приговор, но осужденный пытается его обжаловать.
Дело в отношении Шведкова, Ермакова и Юрина до суда пока что не дошло. Вчера, 21 июня, суд продлил срок содержания до сентября Артему Ермакову. По Сергею Юрину вопрос будет решаться 25 июня. Евгений Тараканов, по словам Петра Курьянова, дает показания против своих бывших коллег, его мера пресечения не связана с заключением под стражей.
Правозащитник отмечает, что срок ареста всем фигурантам просит продлить следователь, прокуратура тем временем пытается добиться замены меры пресечения на более мягкую, не связанную с заключением. Сам правозащитник вступил в это дело недавно как представитель потерпевшей Елены Шестаковой, которая была сожительницей Николая Шайхутдинова. Сейчас она отбывает наказание в колонии за свое совершенное преступление, потому в заседаниях и по Артему Ермакову, и по Сергею Шведкову участвовала через видеоконференцсвязь (ВКС).
— Меня накануне к ней не пустили, сказали, что она отказалась от моих услуг. Но по ВКС по Ермакову, когда ее подключили, она сказала, что от Курьянова не отказывалась, — рассказал Петр Курьянов. — Сегодня тоже подключили по ВКС, я успел с ней перед заседанием поговорить. Она сказала, что всё не очень хорошо, на нее давят, она боится.
То же самое Елена Шестакова озвучила и судье, а также снова заявила, что не отказывается от услуг правозащитника. Сейчас Петр Курьянов готовит ходатайство об обеспечении мер безопасности для своей подопечной. Его должен рассмотреть следователь, который ведет дело.







