СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД ПО АНГАРСКИ
Семейный подряд по-ангарски
Странные дела творятся в Ангарске. Предприятия становятся не флагманами производства, а чуть ли не флибустьерской добычей. Ради передела имущества некоторые хозяева готовы идти на любые меры, словно списанные со сценариев смутных девяностых…
Ещё в далёкие советские времена Григорий Мартынович Родионов был директором завода под названием АЗХР (Ангарский завод химических реактивов). Как это нередко бывает в подобных случаях, директор не оставил свой пост после официального банкротства предприятия, а встал во главе его «детки» - торгового дома «Сибреактив». Однако, кроме Григория Мартыновича, на этот раз в хозяевах оказались ещё три учредителя. Не без их прямого участия уникальное ангарское предприятие, которых в России, кстати, всего-то два, выстояло в трудное время. В 2003 году совет учредителей принимает общее решение - утвердить в должности нового директора.
Опять же, как часто в России водится, не последнюю роль в назначении сыграли родственные связи: новый директор Сергей Григорьевич оказался сыном прежнего. И доля у нового директора в общем капитале с другими учредителями образовалась - 20 процентов. Ну а заодно и главного бухгалтера Григорий Мартынович на должность поставил. Естественно, не кого попало, а родную дочь Наталью.
Зятя Декалова тоже к делу пристроил - охранное агентство «Глобус», которое обеспечивало безопасность родному предприятию, стало его вотчиной. В общем, всё семейство собралось под одной крышей. И с чувством исполненного долга Григорий Мартынович с директорского поста отбыл.
На пенсию? Да вы что! На пост директора другого предприятия под названием «Ангара-реактив». Находилась «Ангара» на территории «Сибреактива» и являлась обычным арендатором не особо крупного размера. Учредителей у «малышки» было двое - отец и сын Родионовы.
Интересная получилась ситуация. Двое из полноправных учредителей «Сибреактива» сдавали все имущество предприятия в аренду… сами себе. Естественно, на льготных условиях. И, как выяснилось позже, не только сдавали.
В марте 2008 года случилась беда. Сын Сергей погибает в автокатастрофе. С его трагической смертью освобождается пост директора «Сибреактива», а заодно и приоткрываются завеса тайны семейного бизнеса.
Совет учредителей «Сибреактива», вняв горю отца, возвращает его на место директора. Придя на очередное заседание совета, новый старый директор предъявляет бумаги, свидетельствующие о том, что сын незадолго до гибели продал ему свою долю в уставном капитале торгового дома «Сибреактив». Итого Григорий Мартынович, получается, имеет 40 процентов активов, что в два раза больше, чем у каждого из остальных учредителей.
Кое у кого начинают закрадываться сомнения в правоте действий директора. Ещё бы! Сын молодой был, уходить из жизни не собирался, а значит, с чего бы ему папе всю прибыль отдавать? А тут еще выяснилось, что и в остальных предприятиях, где Сергей Родионов был в учредителях, все его доли перешли к отцу. И, похоже, задним числом.
Другие учредители учинили проверку. Её результаты огорошили всех. За годы семейного подряда Григорий Мартынович со товарищи вывели из «Сибреактива» в свою «Ангару-реактив» почти весь бизнес и финансовые потоки. Теперь у всего присвоенного добра остался только один хозяин -Григорий Родионов.
Договоры купли-продажи, подписанные отцом и сыном, по настоянию учредителей были отправлены на графологическую экспертизу для опознания их подлинности. И еще учредители подали иск в суд.
Ответом стал… встречный иск. Григорий Мартынович заявил о том, что, единолично являясь собственником, исключил бывших партнёров из состава учредителей ООО ТД «Сибреактив». Основание? Якобы трое совладельцев предприятия не оплатили в 2000 году уставной капитал. Родионов предоставил чек, удостоверяющий, что деньги он внёс единолично. Однако в налоговой инспекции, куда он обратился за пересмотром устава предприятия, сидят люди образованные. Григорию Мартыновичу отказали в праве исключения других учредителей из бизнеса.
Тогда радетель семейного благополучия решил пойти своим путём. В июле 2008 года он попытался продать всё недвижимое имущество ТД «Сибреактив», ещё одному близкому для него предприятию-арендатору - крошечной компании «Сибпромторг». И за такую цену, о которой ни один предприниматель даже во сне мечтать не может! 22 объекта недвижимости общей площадью 40 тысяч квадратных метров и три огромных земельных участка были проданы по сделке купли-продажи за… 4 миллиона 800 тысяч рублей. Цена трехкомнатного офиса!
Ответ бывших коллег последовал незамедлительно. 30 октября собрание учредителей избирает нового директора «Сибреактива» - Андрея Анатольевича Топорова. Учредители подают в суд, дабы признать продажу фондов недействительной.
Далее, новый директор не может занять своё рабочее место и получить доступ к бумагам. Причиной и на этот раз стал семейный подряд. На защиту интересов тестя грудью и кулаками встал зять. По-иному быть не могло - должность начальника охраны предприятия обязывала.
Ну да дело не в этом. Не пускают подобру? Пойдём другим путём! Учредители обратились с жалобой на противоправные действия Анатолия Декалова и его охранного агентства «Глобус» в отдел лицензионно-разрешительной работы ГУВД области. Оттуда пришло предписание «Глобусу» не препятствовать работе законного директора Андрея Топорова. Заодно дали предписание лишить особо бойкую охрану «Ангары-реактива» под предводительством Декалова оружия. Дабы не препятствовали новому руководству работать.
Однако воз и ныне там. Не пуская нового директора, Родионов тем временем продолжал «чистку» на подконтрольной территории. Первым делом выгнал арендаторов - компанию «Ангара-пластик», известного в городе производителя пластиковой тары - от тазов и цветочных горшков до сложных изделий. Около пятидесяти человек с нового года остались без работы. Хозяева «Пластика» до сих пор не могут забрать своё оборудование из цехов Родионова. А как же его заберёшь, если оно в бетонные подушки впечатано по технологии? Очевидно, на это Григорий Мартынович и рассчитывал.
В понедельник, 26 января уже 2009 года, терпение учредителей иссякло. Заключив договор с другим охранным агентством («Цербер»), они всё же попытались (имея на руках предписание разрешительной службы) проникнуть в неприступный кабинет Родионова. Правда, по пути пришлось пережить потасовку с Декаловым со товарищи. Оружия у последних не было, поэтому «защитники» ограничились банальным мордобоем и разбитием видеокамеры у пришедших.
Идти с людьми Декалова «стенка на стенку» силами «Цербера» учредители не сочли нужным - конфликты должны решаться только законным путем! Тем более что предприятие работало в обычном режиме, на территории находилось около 250 сотрудников. Просто было принято решение об осуществлении пропускного режима для автотранспорта силами нового охранного агентства. Автобусы с работниками пропускались, а вот грузовой транспорт блокировали: появились подозрения, что Родионов вывозит оборудование. Как своё, не желая делиться с другими учредителями, так и чужое, принадлежащее «Ангаре-пластик».
Противостояние ни к чему не привело. Рабочий день закончился, обеспокоенные сотрудники завода разъехались по домам. Завтра их ожидает такой же нервный рабочий день. Хотя, кто знает, может, не только завтра…
Обманутые бывшим коллегой учредители обратились с заявлением о возбуждении уголовного дела - на всякий случай в ГУВД области. Во-первых, ответчик там проживает, а во-вторых, есть опасения, что на местные органы будет оказываться давление. Еще одна непонятка - узнав о настойчивой попытке учредителей ввести в кабинет законного директора, силы милиции почему-то оказались по другую сторону баррикад. Прибывшие к проходной сотрудники ГИБДД и другие люди в серебристых погонах активно убеждали доказывающих свою правоту людей в том… что они не правы. Загораживать проезд нельзя! А не оказывать содействия законности можно? Во всех правоохранительных инстанциях, куда стучались обманутые владельцы, им давали от ворот поворот. Мотивировка - «после истории с Ангарским цемзаводом и его рейдерскими захватами у нас приказ в дела предпринимателей не лезть». Наверное, нынешний случай - загадочное исключение из этого правила.
Может, потому-то у нас в стране так много разворовали с 1991 года, что до сих пор в семейные подряды никто не лезет? Учредители «Сибреактива» очень хотели бы услышать внятные ответы от прокурорского, милицейского и судебного начальства. Может, хоть после публикации в газете кто-то из них наберется смелости и откликнется?
Николай МИТРОФАНОВ





