Горячая точка
Китой остаётся горячей точкой на карте города уже семнадцать лет. Со дня страшного урагана 1991 года, когда в сплошной стене огня гибли люди, горели строения и земля под ногами. Вернее, свалки опилок, что соседствуют с жилыми домами. С тех пор они не затухают, горят круглогодично. Зимой спокойнее, а с весны разгораются сильнее, окутывая окрестности едким, удушливым дымом.
В ожидании беды
- Свалки для нас - постоянный источник страха, - рассказывали жители улиц Октябрьская и Промысловая. – Мы не по рассказам знаем силу огня, сами как через Хатынь прошли, детей из пламени вытаскивали. И сейчас каждые весну и лето живём в постоянном напряжении, в ожидании бедствия.
-
Невозможно заранее определить, когда и где вспыхнет огонь, куда занесет искры с тлеющих опилок. Вот недавний случай. На одной из улиц садоводства «Надежда», примыкающего к свалке, среди зелёных деревьев стоит тополь с обгоревшей бурой листвой. Недавно он вспыхнул средь бела дня буквально на глазах у обитателей ближайших домов. За несколько минут от горящего дерева занялись пламенем заборы. Какой уж тут полтергейст, когда под боком тлеют опилки!
- Страх побуждает людей к действию, - говорит Нина Лозова, председатель садоводческого общества. – Мы организовали дежурства и разработали план мероприятий по ликвидации стихийного бедствия своими силами. Для нас важно в короткий срок потушить огонь.
- Апрель, май, июнь – самые сложные в пожароопасном отношении месяцы.
- Ходим закопченные, чумазые, на каждую искру реагируем, - жаловались люди. – Да много ли толку от нашего беспокойства? С водой проблемы: что в бочки во время дождя запасем, тем и тушим до приезда пожарных.
- А пожарные расчеты не всегда вовремя приезжают. В нынешнем году в садоводстве «Надежда» полностью сгорели два дома и легковые машины.
О том, что ситуация с тушением свалок будет сложная, еще перед началом пожароопасного периода предупреждал Виталий Переляев, заместитель начальника ОГПС города Ангарска и Ангарского района:
- В настоящее время в пожарных частях, обслуживающих город и район, задействовано пять единиц спецтехники. Это машины со сроком эксплуатации более 20 лет. Каждый из спецавтомобилей на горячем счету, а мы вынуждены постоянно отвлекать людей и технику на тушение свалок.
- В нынешнем году в период с 1 мая по 13 июня пожарные 21 раз выезжали на тушение свалок «Китойлеса». За это время в ликвидации суммарной площади возгорания 4,5 тысячи квадратных метров в общей сложности были задействованы 22 единицы техники и 50 человек личного состава. Затраты составили 43 тысячи рублей.
Беда не приходит одна: огонь уничтожает дома, а дым отнимает здоровье. Практически в каждом доме, находящемся поблизости от свалок, живут люди, страдающие заболеваниями органов дыхания.
- Форточки не открываем, по вечерам, когда чад прибивает к земле, из дома выходим, закутав лицо платками, чтобы не наглотаться дыма, - со слезами отчаяния рассказывали жители.
- Когда Китою был дан статус микрорайона, народ надеялся, что на их нужды наконец-то обратят внимание. Не дождались!
- Мы видим нежелание местных властей избавить всех от этого ужаса, - говорит Нина Лозова.
- Бездействие властей порождает безнаказанность граждан. Справедливости ради надо отметить, что ещё в своё время поселковая администрация приказала прокопать траншею, чтобы на свалку опилок не привозили дополнительно бытовые и древесные отходы с частных лесопилок. Да разве этим злых людей остановишь? Траншею завалили мусором и, проезжая по нему, как по мосту, продолжают усугублять ситуацию.
Местные жители по-своему стараются бороться с «нелегальными мусорщиками». Чтобы перекрыть путь на свалку, дорогу перекопали, а за рвом насыпали вал земли. Получилось почти средневековое укрепление. Какое там! Они не хуже монголо-татарской орды штурмуют преграды. За ночь до моей встречи с жителями на свалке появились кучи старых досок и отходов из городских контейнеров.
Бумажкой от огня не закроешься
- Мы устали жить в грязи, страхе и пренебрежении властей к нашим нуждам, потому готовы сами взяться за дело и закопать свалку, - решили люди.
- Однако обвинять местную администрацию в полном бездействии было бы неправильно. Елена Белан, главный специалист отдела экологии администрации АМО, проинформировала:
- В микрорайоне Китой находятся три свалки древесных отходов - 5, 8 и 32 гектара. В декабре прошлого года был проведен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение проектно- изыскательских работ. Контракт был заключен только на две меньшие по площади свалки. Проектные изыскания взялся провести «Оргстройпроект». Согласно условиям контракта к выполнению работ предприятие уже должно приступить.
В мае нынешнего года состоялся очередной конкурс. Тендер выиграл Братский филиал «Сибирский энергетический научно-технический центр». Результаты работы должны быть предъявлены к концу 2008 года.
Сумма контракта на две маленькие свалки - 5 миллионов рублей.
Значит, дело движется! На что жители Китоя лишь разводят руками:
- Нам от изысканий пользы никакой, о рекультивации-то речь пока не идёт. Миллионы рублей поступят в проектный институт, а мы как 17 лет глотали дым, так и глотаем! Бумажкой с печатью от огня не закроешься. Нужны конкретные действия по ликвидации свалки, а мы их не видим!
- У людей есть вариант решения проблемы - закопать свалку 40-сантиметровым слоем грунта.
- Это спорный метод, - сомневаются в отделе экологии. – С его помощью не достичь действенного результата. К тому же неясно, какие реакции могут произойти в глубине древесных отходов, скрытых слоем земли.
Метод прост и, возможно, недостаточно эффективен, но позволит людям вздохнуть спокойно, пока местные администрации будут искать высокотехнологичный и крайне экономичный способ ликвидации отходов лесопромышленного производства. Инициатива граждан поддержки у местной власти не нашла. В городской администрации китойцев встретили неласково: «На бюджете хотите заработать?» - увидели подвох в предложении.
Нет, хотят жить и дышать по-человечески! Потому местные предприниматели готовы предоставить технику: грузовики, бульдозеры, а люди - выйти на субботник. Единственное, о чем просят власть имущих, это оказать материальную поддержку порядка 2,5 миллиона рублей. Данная сумма в два раза меньше, затраченной только на проектно-изыскательские работы по двум свалкам.
- Есть люди, готовые взять ответственность на себя. А мы уж со своих спросим по всей строгости, - так и напишите, советовали мне.
- Дешевле будет помочь сохранить нам свои дома, если они сгорят, бичей в городе прибавится. Придется вкладывать миллионы в строительство бомжатников.
- Китой считается микрорайоном, значит, мы, как и все ангарчане, вправе претендовать на безопасность проживания в городе и благоприятную экологическую среду.
Жители Китоя хотят, чтобы их услышали, но докричаться до муниципальных чиновников не так-то просто!






