Бочком вошел незаметный Ленин
Кроме известного каждому ангарчанину памятника на главной городской площади, публично обозримые изображения Ленина сохранились возле управления АЭХК и на территории керамического завода. Однако Ленин жив, хотя и стал заметно скромнее.
Ильича сегодня можно встретить в достаточно неожиданных местах.
Так, маленькая ленинская галерея имеется в полуподвале ДК нефтехимиков. Там, в подсобке багетной мастерской Вадима Токаревских Владимиру Ильичу не одиноко. С вождем соседствуют Леонид Ильич Брежнев, мишки в сосновом бору (не те, которые обладают административным ресурсом, а шишкинские) и другие классики марксизма.
Встречаются произведения ленинианы и в хранилище городского музея.
Здесь нет копий - сплошь оригиналы. По словам хранителя раритетов Ольги Новокрещенных, они попали в город в составе передвижных выставок, а позже были переданы московским Худфондом в собственность Художественного музея, да так и остались в обособившемся филиале. Среди полотен - достаточно невзрачная работа Манькова и Романова «Ленин в библиотеке». Печально смотрит в стену гипсовый Ильич работы скульптора Иулиана Рукавишникова - столпа советской ленинианы. Время и хрупкость гипса разлучили вождя с собеседником - бородатым ходоком. Видимо, не дождавшись решения своего вопроса, крестьянин подался в родимую деревню, оставив Ленина один на один с мировыми проблемами.
Сокровищам соц-арта суждено увидеть свет лишь в том случае, если найдутся средства на изготовление новых рам. Пока такого счастья удостоились лишь полотна, посвященные Великой Отечественной, - аккурат к юбилею Победы. А вот Ильич, хотя и отмечает сегодня свой 140-летний юбилей, такой чести пока не удостоился. Будем надеяться, что лет через десяток этот промах исправят. Всё-таки вождь с мировым именем, да и дата будет очень уж круглая.
Кстати, Ангарск вроде бы имел шанс стать местом, где ступала нога Ильича. Среди иркутских историков живёт байка о том, что в феврале 1897 года первоначальный вариант судебного решения по организатору петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» предусматривал ссылку Владимира Ульянова в село Оёк. В этом случае не миновать молодому революционеру пути по Московскому тракту - нынешней улице Московской! Однако по ходатайству Владимира Ильича суровый царский суд изменил место отбытия наказания на красноярское Шушенское. А жаль! Представляете, каким красивым был бы сейчас Оёк!
Сергей ЗИННЕР,
Владимир ХМЫЛЬНИКОВ
Фото Сергей ЗИННЕР















