РОДОНАЧАЛЬНИК «НОВОЙ ВОЛНЫ»
82 года назад состоялся первый полет истребителя И-14, созданного в ЦАГИ и спроектированного выдающимся советским авиаконструктором Павлом Осиповичем Сухим. Самолет, ставший родоначальником «новой волны» скоростных истребителей-монопланов за счет усовершенствованных конструкторских и летных характеристик, имел свободнонесущее крыло, убираемое шасси, закрытую кабину (версия И-14бис). Истребитель в ходе летных испытаний развивал скорость более 380 км\ч на высоте 5000 км, что было большим достижением для того времени. И это был первый в СССР самолет с цельнометаллической конструкцией.
Вообще И-14 существенно опережал даже западные разработки 30-х годов. В США строился цельнометаллический истребитель-моноплан Боинг Р-26, но его крыло было не свободнонесущим – использовались расчалки, соединяющие крыло с фюзеляжем и с неубираемым шасси. Во Франции в тот же период появился истребитель-моноплан Девуатин D.500, шасси которого также не убиралось. Пилотские кабины у этих самолетов оставались традиционно открытыми. Все это не позволяло в полной мере осуществить на данных самолетах идею скоростного истребителя.
Вопрос о серийном производстве нового истребителя встал еще в 1932 году во время проектирования, Управление ВВС обратилось к промышленности с просьбой включить в план 1933 года выпуск 600 (!!!) самолетов И-14 с двигателями М-38 или М-22. Серийное производство началось через год.
Первоначально машину хотели внедрить на авиазаводе в Нижнем Новгороде, но там расширялось производство под И-5 и мощностей не оставалось на новый самолет. Тогда было принято решение заключить договор с заводом № 125 в Иркутске (ныне Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Корпорация «Иркут»), строительство которого только началось. Управление ВВС торопило с выпуском нового истребителя и весной 1934 года первые детали И-14 начали уже делаться, когда корпуса завода оставались еще недостроенными.
В производстве новый истребитель был технологически очень сложен. Например, клепка впотай тогда являлось новинкой. В результате первый серийный И-14, собранный в конце 1934 года военная приемка забраковала. Новому предприятию не хватало профессиональных кадров, к освоению самолета пришлось подключить бригаду специалистов различного профиля, присланных из ЦАГИ.
В феврале 1935 года летчик-испытатель Иван Лагутин совершил первый полет на головном серийном И-14 № 125001. Первые машины имели дефекты, поэтому только девятый И-14 попал на Госиспытания. Оценка самолета военными оказалась неоднозначной. С одной стороны, было отмечено, что по летным данным самолет удовлетворяет требованиям Управления ВВС, а с другой – недоведенность вооружения «делает его небоевым». И если претензии военных к вооружению считались устранимыми, то сложнее дела обстояли со штопорными характеристиками И-14. Истребитель выходил из штопора с большим запозданием. Решить эту проблему удалось к 1937 году, но было уже поздно. И-14 сняли с производства.
Параллельно с И-14 в СССР был разработан и проходил испытания другой истребитель «новой волны» И-16, имевший ряд улучшенных характеристик. И по сравнению с ним И-14 уступал в скорости на разных высотах на 10-20 км/ч, немного проигрывал в скороподъемности, хотя превосходил по потолку и взлетно-посадочным характеристикам.
В серии из 55 запланированных машин в Иркутске было выпущено 18 и еще 4 самолета в Новосибирске. Полностью заказанную серию машин делать не стали, видя бесперспективность конкуренции с И-16, который переболев «детскими болезнями», уже массово строился и был освоен в войсках. К тому же истребитель Поликарпова был проще и дешевле в производстве.
Куда же делись построенные И-14? Подавляющее большинство самолетов поступило в эскадрилью особого назначения, которая базировалась в Переяславле-Залесском. Эта часть занималась освоением реактивного оружия. Цельнометаллические машины хорошо подходили для испытаний реактивных снарядов, которые начали запускать с И-14 летом 1937 года. Однако уже через два года ни одного И-14 в строевых частях не значилось, машины передали для учебных целей. В октябре 1940 года постановлением Комитета обороны, оставшиеся на балансе ВВС И-14, официально списали «как пришедшие в негодность».
Частичку истории сохранили на Иркутском авиационном заводе, ведь для нашего города И-14 – первый собранный здесь самолёт. С этой машины началось авиастроение в Иркутске. С множеством трудностей пришлось столкнуться иркутским авиастроителям при его производстве, ведь это был новейший истребитель своего времени, не хватало квалифицированных кадров, знаний, навыков, необходимой оснастки. Но именно благодаря И-14, заводчане освоили новые технологии, получили бесценный опыт, работая с конструкторами и специалистами ЦАГИ, вырастили свои кадры.
Сегодня точная копия первого иркутского самолета стоит на открытой площадке музея истории ИАЗ. В 2011 году увидеть И-14 могли все жители города, когда экспонат был временно перемещен на площадку «130 квартала».
Текст подготовлен
по архивным материалам музея Иркутского авиационного завода






