«Я служу религии Красоты»
Вячеслава Зайцева можно регулярно видеть в телепередаче «Модный приговор». А во вторник, 18 мая, иркутяне впервые увидели мэтра модельного искусства вживую. Вячеслав Михайлович приехал в Иркутск, чтобы показать новую коллекцию и провести мастер-класс для будущих моделей.
Накануне Зайцев встретился с журналистами и почти полтора часа отвечал на вопросы. Первое впечатление: кутюрье не меняется. Та же стрижка ёжиком, цветасто-элегантный фрак, открытость во взгляде. И… усталость: всё-таки восьмой десяток разменял!
Вячеслав Михайлович не смог дать оценку тому, как одеваются иркутянки, - на пресс-конференцию он попал прямо из аэропорта. Однако уже в первые минуты общения модельер открыл себя с неожиданной стороны. Оказалось, Зайцев серьезно занимается фотографией и живописью. Это помогает лучше ощущать то, что мастер называет Красотой и Гармонией. Именно так, с большой буквы прозвучали в его устах эти слова.
Зайцев служит Красоте несколько десятилетий. Путь к славе у Вячеслава начался в 1978 году, после показа первой коллекции. Тогда-то его пригласили в ЦК КПСС и предложили создать эскизы для экипировки нашей олимпийской сборной. И с тех пор пошло… Список личностей, с которыми работал модельер, включает уйму знаменитостей отечественной эстрады, вот только с политиками не всегда везло: в свое время Вячеслав Михайлович тактично отказал супругам двух генсеков - Брежневой и Горбачёвой.
- Не люблю, когда ко мне относятся, как к рабу, - закрыл эту тему модельер.
Но, когда мастер рассказывает о своей модельной школе, глаза у него светятся по-молодому.
- Представляете, к пареньку или девчонке одноклассники относятся, как к гадкому утёнку. Попав в модельную школу, человек преображается, становится и внешне, и внутренне совершенно иным. Конечно, это происходит не по волшебству. Как-то интуитивно я чувствую, будет толк или нет…Выбираю не только по лицу и фигуре. Есть еще выражение глаз, понимаете? У меня большой театр, группа большая. Разные попадаются, разные, но вот так как-то складывается, что быстро отсеиваются глупые и пустые. Как правило, с ними я не работаю, потому что терпеть не могу что-то делать плохо.
Упрек в том, что у Зайцева работают гулливеры от 185 сэмэ, мэтр отмёл сразу. Оказывается, рост для подиума не так уж важен - есть у Вячеслава Михайловича прекрасные модели, которые до ста семидесяти сантиметров недотягивают.
- Не рост, и даже не внешность главное! Слияние музыки, пластики - одним словом, Гармония - вот что важно!
Наверное, и вправду нужно особое видение мира, чтобы разглядеть в угловатом подростке прекрасного Лебедя.
Зайцев пояснил, почему он работает только в Москве и не стремится усеять просторы России «школами Зайцева». Оказывается, для настоящей модели важно работать именно с мастером, а не его учениками, ведь у каждого своё понимание Красоты и Гармонии.
Кутюрье всерьез считает модельное искусство (впрочем, как и кулинарное) сугубо мужским делом: мужчины более объективны, рамки условностей у них уже. Кроме того, они не боятся экспериментировать и ошибаться. И ещё одна мужская черта: они независтливы. Зайцев, например, очень тепло отозвался о Валентине Юдашкине, хотя и заметил: «Валя - умница, это талантливейший театральный художник… но не модельер!»
Несмотря на огромный опыт работы, мастер нередко попадает впросак из-за своей доверчивости. По словам Зайцева, его «кидали» как соотечественники, так и зарубежные партнёры. В «черный список» попало даже родное Министерство обороны - сделали заказ, попросили «дать посмотреть» готовые работы, потом сделали вид, что забыли о заказе, а спустя несколько лет выдали зайцевские разработки как свои собственные.
Но Зайцев зла не помнит - некогда! Служение высокой моде отнимает слишком много времени, чтобы сводить с кем-то счёты.
- Убеждён, что Мода призвана прежде всего помогать и служить человеку, а лишь потом она должна быть поводом для самолюбования. Я для себя выбрал свою религию - религию Красоты. Я ей поклоняюсь, и другой религии для меня не существует.
Сергей ТИХОНОВ
Фото Вячеслав БРЮХАНОВ









