Убрать нельзя оставить
В четверг, 15 января, в зале заседаний администрации АМО было жарко. За круглым столом собрались две непримиримые стороны - чиновники и педагоги. Инициатором встречи стал профсоюз работников образования АМО, выступивший против сокращения 146 педагогических ставок в школах города.
Со взаимопониманием у сторон оказалось туго с самого начала: каждый уверенно гнул свою линию почти в течение трёх часов. В итоге договориться так и не удалось. О том, кто прав, а кто виноват, предлагаем судить нашим читателям, которым небезразлична судьба родного города и собственных детей.
Начала встречу председатель городского комитета профсоюза работников образования Ольга Селюгина. Профсоюзный лидер призвала чиновников не трогать детские кружки и секции в школах и найти возможность их финансирования из районного бюджета.
- На территории АМО система дополнительного образования в школах появилась в 90-е годы и до сих пор, несмотря на все экономические проблемы, успешно функционировала. В соответствии со статьёй 31 закона об образовании с 1 января 2005 года полномочия по финансированию школ были переданы из районного бюджета в областной. Три года область содержала наши школы как положено, но 17 октября 2007 года была принята новая методика расчёта финансирования. Результатом стало значительное уменьшение субвенции. С 1 января 2009 года областной бюджет будет содержать только учителей (основное школьное образование), всё остальное - компетенция районного бюджета. Чтобы сохранить 146 учителей и их кружки при школах города, нужно всего 5 миллионов рублей! Профсоюз считает сокращение дополнительного образования в школах противоречащим посланию президента к Федеральному собранию и политике правительства в целом! Мы требуем сохранения культуры и спорта в школах. Приказы не обсуждаются!
Со стороны чиновников ответ держали первый заместитель мэра АМО Ирина Цыпенко, председатель Думы АМО Владимир Непомнящий, депутаты районной Думы Игорь Шадрин и Людмила Раевская, начальник Управления образования Наталья Белоус, её заместители Елена Гуренкова (по образованию) и Татьяна Смирнова (по финансовым вопросам).
Шансы есть только у пятнадцати
Мнение Натальи Белоус по заявлению профсоюзов оказалось весьма резким:
- Дополнительное образование финансируется областью, вы не правы. Но дается только 2-3 ставки на учреждение. На город, где 42 школы, - около 100 педагогов, а у нас в некоторых школах их было по 17! Это - сверхштатные должности. У меня прямое указание областного начальства такие ставки сократить. Школа должна заниматься введением общеобразовательных программ. В ходе проверки мы выяснили, что 144 должности - это практически в 100 процентах случаев «догрузка» педагогов. Например, ведёт учительница труда 14 часов, зарплата у неё маленькая, вот и дают ей полставки руководителя кружка бисероплетения. Все эти кружки мы закрыли. Решено сохранить только 15 педагогов в школах №№4, 11, 15, 37, но за пределами школьного штата. Эти преподаватели перейдут в подчинение Дворца творчества детей и молодёжи и ОК «Гармония». Работать они будут на старом месте, если будет договорённость с директором. Иного мы предложить не можем. Закон запрещает содержать дополнительное образование в школах. В январе работники кружков уже не получат зарплату.
Без бумажки вы…
Депутат Людмила Раевская вначале опальных педагогов поддержала, но потом высказала несколько иную точку зрения:
- Нашим школам нужны отделения дополнительного образования. Их необходимо сохранить! Я была в Москве, Петербурге - там это в норме. Дети находятся в школе до самого вечера: занимаются в спортивных секциях, творческих кружках. Но там занятия ведут школы искусств района, а не кружководы. И есть все необходимые бумаги, подтверждающие статус школы как интегрированного учебного заведения. По окончании такой школы можно поступать, к примеру, в музыкальное училище, а после ваших кружков нельзя. У вас не дополнительное образование, а занятость по месту жительства. И этим делом должны заниматься совсем другие структуры, хотите вы этого или нет. Единственный выход - смена статуса школы с общеобразовательной на гимназию, к примеру, как у нас. Но это огромный труд, необходима куча документации. И не всем школам это по-настоящему нужно.
А больше всего мне жаль педагогов Дворца творчества и «Гармонии». Им Управление образования заявило: «Вы сократитесь - нам людей из школ принять надо!» Для чего эти перестановки нужны? Проверками там всех замучили, чтобы порезать ставки. А нашу гимназию, как я выяснила, Яшина курирует. Так я её у себя за эти годы ни разу не видела. Это разве нормально?! Или вот про «Росток» все говорят: театр в школе - уникальное явление. Да, уникальное и нужное. Если занимается учениками только этой школы, их развивает. Но это невозможно! Известно, что в «Ростке» занимаются разные дети, а также молодёжь. Да, я, как любой директор, согласна взять театр Говорина к себе, но… без его детей. Пусть занимается с учениками моей школы, а остальные мне не нужны. Театр не может так работать? Значит, его место не в школе, а в ДК или учреждении дополнительного образования.
Мухи отдельно, котлеты отдельно
Председатель Думы АМО Владимир Непомнящий с места заявил, что мухи должны находиться отдельно от котлет.
- Школа - это общеобразовательное учебное учреждение. Вот и занимайтесь образованием! У нас в районе есть 6 учреждений культуры, 6 - спорта, 4 - дополнительного образования (Станция юных техников, «Гармония», Дворец творчества и ДЮЦ «Перспектива»). Если кто-то не хочет переходить на новое место работы - пожалуйста! Идите в Центр занятости, вставайте на учёт. Можете судиться, если вас не имеют права сократить по закону. Но следует понимать, что когда через пару месяцев недовольные одумаются, их вряд ли примут в учреждения дополнительного образования…
Ни о чём
Игорь Шадрин, депутат Думы АМО, сам неоднократно пытался заступиться за педагогов, но…
- Сейчас идёт разговор ни о чём. Финансирование срезала область. По закону район не имеет права содержать школы и их сотрудников, следовательно, помочь хоть каким-то педагогам найти работу можно одним путём - обеспечив их занятость в учреждениях дополнительного образования. Нарушить закон не могут ни Дума, ни администрация… Если кто-то из педагогов не согласен, пусть уходит по сокращению штатов. Думаю, многие из них без хлеба не останутся. Эстрадные танцы, вокал и прочие «модные» направления прокормят себя сами. Задача власти - подумать о тех, кто не сможет выжить на поле коммерции.
Позже Игорь Шадрин рассказал нашей газете, что думцы не сидели сложа руки весь год. Узнав о критической ситуации, депутаты несколько раз отправляли письма в Министерство образования области. Но ответ всегда приходил один: «Ставки сократить за неимением финансирования»…
Цифры важнее эмоций
Первый заместитель мэра района Ирина Цыпенко внимательно выслушала обе враждующие стороны, но точку в скандальном деле не удалось поставить даже ей.
- Нужно внимательно изучать цифры. Как доложила Наталья Белоус, всего в нашем городе 32 тысячи мест, рассчитанных на получение ангарскими школьниками дополнительного образования (творческого, спортивного). Да, не все эти места бесплатные, например, в тех же музыкальных школах. Но это посильная плата, ведь часть затрат финансируется из бюджета. В школах из этих 32 тысяч было 12 тысяч мест. Если даже большая часть из них сократится, это не смертельно, ведь в Ангарске всего 23 тысячи детей школьного возраста. Да, кто-то может посещать несколько мест сразу: и музыкальную школу, и спортивную секцию, и кружок рисования. Значит, придётся выбирать!
На третьем часу работы круглого стола, когда гвалт с обеих сторон превысил все мыслимые и немыслимые пределы, чиновники всё же попытались вынести своё решение.
- Мы всё объяснили, можно уже расходиться.
На несогласие другой стороны внимания будто бы и не обратили.
- Вообще стоило собраться уже после оптимизации, чтобы через средства массовой информации поставить жителей города в известность о том, что произошло, а не выносить весь сыр-бор на всеобщее обозрение сейчас…
Ни шагу назад
Сторону нежелающих «сокращаться» на состоявшейся встрече представили: Александр Говорин, заслуженный работник образования РФ, режиссёр театра «Росток»; Лариса Симонова, заместитель директора школы №5 по эстетическому воспитанию; Татьяна Демидова, директор Центра образования №11 (микрорайон Китой); Ольга Сенюкова, директор ДТДиМ; Любовь Бороздина, директор ОК «Гармония», а также другие директора школ, которым предлагают сократить своих «лишних» педагогов.
В чужой монастырь?!
Лариса Симонова возмущена тем, что среди тех школ, в которых специалисты подвергнутся переводу, а не сокращению, нет её школы:
- У нас нет ни одного педагога-совместителя, ни одного учителя, подрабатывающего кружками. Так почему наших педагогов сокращают, а не переводят в подчинение той же «Гармонии», фактически оставляя занятия в школе? И вообще мы - экспериментальная площадка. У нас есть статус, позволяющий иметь педагогов дополнительного образования. Кто дал право их сокращать? Вы, господа чиновники, были хоть на одном детском концерте в нашей школе? Вы наблюдали за работой наших кружков и секций, чтобы давать такое «резюме»? У нас эстетическое отделение прописано в уставе школы. Кто дал вам право менять наш устав? А мнение родителей вы спросили?
Чиновники в ответ только перешёптывались и улыбались. Ещё бы, экспериментальная площадка - не общепризнанный статус. А устав школы… Кто на него внимание обращает, когда имеется указание свыше?!
Наталья Белоус быстро «уложила» возмущённую оппонентку:
- А мы вас лишили статуса экспериментальной площадки. У вас результат отрицательный! Положительный, говорите?... А вы докажите!
Доказать на круглом столе в администрации было, понятно, нечем: ни педагогов, ни детей, ни отчётов. «Я - начальник, ты - дурак!» И всё…
Мы не дегенераты!
Александр Говорин, известный в городе человек, напротив, смог нанести меткий удар чиновникам, оскорбившим педагогов:
- По мнению некоторых здесь, мы люди второго сорта. И бумаг-то у нас не хватает, и статуса нет, и программ. А между тем наша школа подала документы на звание «Лучшее учреждение образования года». И что, по мнению «образованных» чиновников, я, как замдиректора, туда листочки из блокнота вместо положенных бумаг отправил?!
В нашей школе эстетическое отделение существует с 1986 года. Двадцать два года! Нам - 22, вокальному ансамблю «Лидия» - 10 лет. Занимаются в кружках 431 ребёнок. Мы всё заработали своим трудом, 15 лет над театром горбатились. И другие педагоги не меньше вложили. Молодому хореографу муж сделал кабинет: зеркала купил, станки поставил. И куда ей теперь? На улицу? А оборудование кому? Школе оставить или к себе домой унести?
Мне тут сообщили, что «Росток» не тронут, причём я узнал об этом из газеты. Наталья Белоус с делегацией нашей школы встретиться отказалась. Так вот, хочу заявить, что трое из шести человек, которых Наталья Николаевна предложили в нашей школе «оптимизировать» в «Гармонию», не могут быть сокращены по закону и по совести. Одна преподаватель - молодая мама с малышом до полутора лет, двое других - матери-одиночки. Они имеют полное право отказаться от перевода на худшие условия труда, и сократить их никто не сможет! Да я и сам бы не пошёл на их место. Как можно выбирать между мужиком и матерью-одиночкой?! Выходит, одна дорога - на биржу труда.
Кстати, в Пекине открылся музей чиновников под девизом: «Честность, сердечность, усердие». Нашим чиновникам этого так не хватает…
Казни своего, прими чужого?!
Ольга Сенюкова, директор Дворца творчества детей и молодёжи, возмущена происходящим до предела:
- В ноябре нам сказали найти 8 мест для педагогов, сокращаемых из школ. Но в год это большая сумма финансирования - миллион! Мы начали работу. Уволили без объяснения причин всех своих совместителей. Попросту уволили талантливых людей, с которыми годами сотрудничали! Стыдно… Но начальство сказало, что делать. Правда, до миллиона-таки не добрались. О чём отчитались Управлению образования. И началось… В конце года - проверка за проверкой. Не успели дети выйти с каникул - очередные визиты. Три педагога мне заявления на стол положили: «Сколько можно нас мучить?» У 23 сотрудников после проверок сократили нагрузку, убрали работу с одарёнными детьми, инвалидами… Что это творится? Выгони своего, который годами работал, чтобы взять чужого?!
Присоединилась к Ольге Владиленовне и Любовь Бороздина, директор «Гармонии». Этому учреждению ради 983 тысяч рублей для чужих педагогов пришлось сократить часть своих, в том числе занимающихся с юными инспекторами дорожного движения, юными пожарными…
Кто поедет в Китой?
Директор Центра образования №11 в Китое Татьяна Демидова сомневается в хорошем исходе местной «реформы»:
- Мы переводим всех своих педагогов на базу «Гармонии», но работать они будут в Китое. Нас не коснутся сокращения. Однако то, что педагоги теперь подчинены другому учреждению, конечно, создаст проблемы. К нам и раньше из города ездили кружководы, к ним ходили по 4-5 детей. То их начальство задержит, то ещё что-то - куча причин для опозданий и невыходов на работу. И повлиять на это директор не имеет никакой возможности. Не получить бы нам такую же «дисциплину» снова… А ведь у наших детей нет выбора: в Китое ДК умер ещё в перестройку.
Словом, согласиться с чиновниками педагоги категорически не захотели. «Мы не рабы, рабы не мы!» Профсоюз в лице Ольги Селюгиной предложил создать рабочий комитет по выходу из кризисной ситуации. Наталья Белоус попыталась в свою очередь это предложение отвергнуть:
- Когда собирать комитеты, если люди за январь зарплату могут не получить? Всё решено!
Однако Ирина Цыпенко и Владимир Непомнящий всё же решили разобраться с каждым конкретным случаем увольнения или перевода педагога: вдруг можно что-то изменить? Разбирательства назначили на пятницу. Индивидуально. К чему они привели, узнаем уже на следующей неделе.
К сожалению, на круглом столе журналисты по регламенту не могли задавать вопросов. А хотелось бы! Пусть люди знают, почему никто не говорит о том:
- сколько реальных, живых людей работает на 146 ставках, подлежащих сокращению?
- каков качественный состав этих людей (кто совместитель, кто ведёт кружок в нагрузку к основной педагогической работе, а кто не имеет другого дохода)?
- на каком основании проходят сокращения в ДТДиМ и «Гармонии»?
- сколько учителей уволились за последние полгода по собственному желанию?
- сколько и каких детских коллективов будет сокращено?
- кому Дума АМО собирается выделить дополнительно два миллиона рублей на финансирование 15 «сохранённых» педагогов, если их берут на ставки, освободившиеся в ДТДиМ и «Гармонии» (эти ставки и так стабильно финансируются)?
Пока суд да дело, опальные педагоги уже написали и отправили по Интернету письмо президенту и премьер-министру России. В поддержку «Ростка» и других коллективов школы №4 поднимается крупное общественное движение. О том, готовы ли ангарчане присоединиться к спасению детской культуры в городе, мы напишем в четверг.





