Учебники с улицы Морг
В продолжение статьи о школьных учебниках, опубликованной в нашей газете в прошлый четверг, мы, дабы не казаться голословными, решили привести читателям в пример перлы из современных учебников.
Вы знаете, что читают в школе наши дети? Я вот лично до поры до времени этим не интересовалась, полностью доверяя школе. Но в свете нынешних реалий, оказывается, такое доверие не совсем оправдано. И тому есть масса примеров.
В январе этого года родители из Красноярска обратились в редакцию газеты «Комсомольская правда» с жалобой на учебник «Литературное чтение» для второго класса (часть 2, программа «Гармония», автор Кубасова О.В.). (Как помним из прошлой публикации, программа «Гармония» - лидер по числу обучающихся детей в Ангарске. - Ред.).
Причиной недовольства стала сказка, содержащая диалог умирающего медвежонка, которому дуб проломил голову, и ослика, собирающегося его похоронить. Дословно следующее (держитесь, слабонервные родители!):
«Неужели всё так быстро кончается? - подумал Ослик. - Неужели кончится лето, умрёт Медвежонок и наступит зима?
Медвежонок зашуршал опавшей листвой.
- О чём ты думаешь? - спросил он.
- Я? Лежи, лежи, - сказал Ослик.
Теперь он стал вспоминать, как они встретились, как под проливным дождём пробежали весь лес, как сели отдохнуть и как Медвежонок тогда сказал:
- Правда, мы будем всегда?
- Правда.
А теперь Медвежонок лежал на опавших листьях с перевязанной головой, и кровь выступила на повязке.
«Как же это так? - подумал Ослик. - Как же это так, что какой-то дуб разбил Медвежонку голову? Как же это так, что он упал именно тогда, когда мы проходили под ним?»
Прилетел Аист.
Ослик снова задумался. Теперь он думал о том, как похоронить Медвежонка, чтобы он вернулся, как лето. «Я похороню его на высокой-высокой горе, - решил он, - так, чтобы вокруг было много солнца, а внизу текла речка. Я буду поливать его свежей водой и каждый день разрыхлять землю. И тогда он вырастет. Если я умру, он будет делать то же самое, и мы не умрём никогда…»
- Послушай, - сказал он Медвежонку, - ты не бойся. Ты весной вырастешь снова.
- Как деревце?
- Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять землю.
- А ты не забудешь?
- Что ты!
- Не забудь, - попросил Медвежонок.
Он лежал с закрытыми глазами, и, если бы чуть-чуть не вздрагивали ноздри, можно было подумать, что он совсем умер.
Теперь Ослик не боялся. Он знал: похоронить - это значит посадить, как деревце».
Да, в советское время цензура бы сказочку задушила в зародыше. Что за символизм? Медведь, простите, политически значит что? Символ правящей партии России. А осёл? Символ республиканской партии США. Так кто там кого хоронить-то собирается?!
Ну а если серьёзно, то и без политической цензуры сказка кидает в дрожь.
Может ли книга автора-педагога (даже не психолога!) таким образом воспитать у маленьких детей верное отношение к смерти? И что ждет ребёнка, если потерянный близкий человек не «вырастет»? Психиатрическая лечебница?
Особый вопрос об авторстве сказки. Вообще-то в учебниках собирают сливки литературы как русской, так и зарубежной, авторов-классиков и народное творчество. Данные «сливки» - опус составителя учебника. Вы слышали о классике литературы Кубасовой О.В.? Мы, как люди образованные, нет.
Есть в этой книге и другая сказка, содержание которой вызывает оправданное возмущение. В кратком пересказе одного из отрывков речь идёт о том, как родители пытались избавиться от детей.
«Нечего стало дома кушать, и отвели отец с матерью семерых сыновей в лес на погибель. «Меньше ртов». А потом случайно мамаше с папашей отдали долг, и они накупили мяса. Наелись от пуза и вспомнили про детей. «Зачем же мы их выгнали, вот еда появилась…» А тем временем дети сами нашли дорогу домой. Родители обрадовались, накормили их, а утром, когда еда кончилась… снова отвели в лес!!!»
Ну-ка, образованные взрослые, вспомните или нет, что это за сказка?! Да, кто-то помнит. «Мальчик с пальчик». Классика. Но только вот стоит ли детям второго класса давать её именно в первоначальном, неадаптированном виде? Ведь в то время, когда она писалась, сказки придумывались вовсе не для детей. Они были забавой взрослых…
И в наше ли время, когда детдома переполнены брошенными детьми, такие сказки публиковать? А как же программа президента, как же Год семьи? Тут впору вводить государственную цензуру. И вовсе не шутки ради.
Но, справедливости ради, хочется сказать и о других программах. Провинилась ведь не только «Гармония».
В конце прошлого года родители Петропавловска-Камчатского выступили против учебников для 6 класса по литературе по программе «2100» (вторая по популярности программа в Ангарске. - Ред.). Возмущение было основано на том, что в рамках программы изучалось… произведение Эдгара По «Убийство на улице Морг» (рассказ о свирепом орангутанге, убившем на вышеозначенной улице двух женщин).
Да, автор, бесспорно, классик литературы. Но детской ли? И насколько вообще уместны в детских книгах произведения жанра «хоррор»?
Мама 11-летней девочки из Петропавловска-Камчатского пыталась судиться со школой и из-за учебника математики по этой же программе. По словам женщины, дочь категорически отказывалась садиться за уроки, объясняя это тем, что ей просто страшно заниматься по школьным учебникам. У ребенка начались проблемы со сном, и в конце концов врачи констатировали серьезное нервное расстройство. Заглянув в учебники, родители смогли определить источник страхов. Даже в простой задачке по математике под авторством кандидата педагогических наук Людмилы Петерсон фигурируют людоеды, а не привычные яблоки, мячи или машины, выезжающие из пункта А в пункт Б. Герои других учебников - маньяки, вооруженные топорами, малолетние наркоманы, ведущие дневники и в конце концов умирающие.
Московские родители недовольны книгами по литературе для младшей школы по программе «2100», а конкретно учебником автора Р.Н. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир», изданным «Образовательной системой 2100», серия «Свободный ум».
Мамы оказались не в восторге от наличия в книге огромного количества разного рода нечисти: домовых, ведьм, чёрных котов, жирных пауков и прочего. Они считают, что из всего разнообразия детских произведений можно было выбрать кое-что и поприличнее. Всё-таки учебник - не развлекательный журнал, издатели которого преследуют цель любой ценой продать тираж и получить прибыль, а образовательный инструмент, с помощью которого нужно попытаться вырастить личность.
Что думают по поводу этих перлов в учебниках специалисты?
Юлия Туманова, психолог:
- Больше всего меня, конечно, впечатлили сказки из «Гармонии». Это же ужас!
Да, готовить детей к восприятию смерти начинают даже не во втором классе, а в 5-6 лет. Но не на занятиях в детском саду! И уж, конечно, не в школе на уроках. Сталкивать детей с темой смерти в такой форме просто бездушно, тем более вести речь о похоронах… Кто-то с этим сталкивается в детстве, а кто-то может и до зрелого возраста никого не похоронить. Так зачем заранее пугать? Ведь и ребятишки бывают разные: кто-то спокойно смотрит дома ужастики, а у детей с неустойчивым психотипом. могу образоваться страхи-фобии, от которых потом очень тяжело избавиться. О смерти с ребёнком вообще могут говорить только близкие и, если нужно, специалист-психолог. Подменять это такими вот сказочками нельзя ни в коем случае!
Что касается задач с людоедами, то я о них знаю. Такие решала моя младшая сестра, учившаяся по программе Петерсона «2100». Нормального ребёнка с уравновешенной психикой сильно ими, думаю, не напугать, но непонятно, почему выбран именно такой материал, воспитывающий далеко не лучшие человеческие качества. То же и с детьми, которых бросили в лесу.
Учителя тоже знают о проблемах нынешних учебников. Но уверены, что всё зависит от специалиста. Если опытный педагог видит несуразицу или просто плохое произведение, никто не обязывает его давать этот текст на изучение детям - всегда можно найти замену, было бы желание. Есть ли это желание у вашего учителя, узнать просто. Спросите, проходил ли ребёнок вышеозначенные опусы в школе (или, если он учится по другой программе, что-то подобное). Да? Делайте выводы! Нет? Скажите учителю большое спасибо!

Я люблю советскую школу, мы все там выросли на одних и тех же учебниках, и стали неплохими людьми. Зачем городить всё по новой?





