Тайны Спасской церкви
Исторический центр нашего Иркутска с незапамятных времен словно медом намазан. Оказывается, люди облюбовали эти места еще в каменном веке. Поэтому не удивительно, что в XVII веке казачий отряд Якова Похабова начал возводить новый форпост на «проверенном» месте - возле нынешнего здания областной администрации. Казалось бы, на этом пятаке уже все перекопано вдоль и поперек, однако сибирская земля продолжает подбрасывать загадки потомкам отважных первопроходцев.
С лета прошлого года археологи увлеченно трудятся возле Спасской церкви - старейшего иркутского храма. Это не прихоть исследователей - фундамент храма, выстроенного в 1710 году, требует укрепления. Так вот, прежде чем за дело возьмутся строители, археологи должны исследовать фронт предстоящих работ на предмет интересных находок. Такой шанс упускать нельзя, ведь в последний раз раскопки возле Спасской церкви проводились в 1967 году.
Казачьи загадки
Группа людейРазведку сибирских древностей ведут два десятка человек: сотрудники, аспиранты и студенты ИГУ, ИрТУ, ИГПУ. Срок окончания археологических работ - середина февраля. Для того чтобы работать в морозное время, над местом раскопок установили полиэтиленовые «теплицы», оборудованные тепловыми пушками. Подобная практика применяется при раскопках впервые. Лютый мороз историкам не помеха: под «колпаком» они трудятся при температуре 12-15 градусов выше нуля. Руководит работами Наталья Бердникова, опытнейший археолог Иркутского государственного университета. Разумеется, историки твердо верили, что с пустыми руками не останутся. Например, возле храма вскрыто кладбище первой половины XVIII века. Конечно, его местонахождение тайной не было, однако пришлось столкнуться и с загадками.
- Например, мы обнаружили остатки тына, но пока не можем определить, к чему он относился, - делится впечатлениями Наталья Евгеньевна. - Тын был сделан из бревен 20-сантиметрового диаметра. А вот остатков острожной стены, которая по летописным документам должна быть именно здесь, не обнаружили!
Теперь стоит задуматься: может, старинный Иркутск вовсе не был обнесен мощными бревенчатыми стенами и для защиты от возможных неприятностей хватало скромной бревенчатой изгороди? А что, если казачки бодро рапортовали государю Алексею Михайловичу об успешном освоении казенных денег на возведение крепостных сооружений, но на деле ограничились менее масштабными постройками? Однако это лишь предположения. Настоящий историк дает окончательное заключение только в том случае, когда получает материальное подтверждение самых правдоподобных догадок.
- Конкретно что-то можно сказать, если мы это «что-то» раскопаем, - поясняет Наталья Евгеньевна. - Документы по истории города в полном объеме не обработаны, хотя их немало. Например, в XIX веке, к 200-летию Иркутска, было опубликовано немало трудов. Так вот, местом постройки первого острога часто называют остров Дьячий. Но ведь названия со временем могли и поменяться. Поэтому сейчас нам трудно утверждать, где был этот самый остров.
Оказывается, исследования грунта показали, что характерный мыс за нынешним Вечным огнем был когда-то отделен от берега широкой протокой. Может, это и есть тот самый Дьячий, на котором ватага Похабова провела первую зимовку? И это еще не все загадки. Так, не удалось обнаружить слой от страшного пожара 1879 года, когда огонь уничтожил практически весь городской центр. Черный слой должен был служить своеобразным маркером исторических слоёв. Однако после трагедии все следы огненной стихии городские власти тщательно ликвидировали.
Первопоселенцы заслужили свой мемориал
Древние находкиОгромный интерес представляет кладбище у Спасской церкви, ведь это самое старое городское захоронение. Здесь обрели свой последний приют иркутяне, скончавшиеся до 1762 года. В том же году новая русская императрица Екатерина II распорядилась устраивать кладбища за городской чертой, а в церковной земле покоились лишь именитые граждане.
К сегодняшнему дню под стеной храма открыто около 70 погребений, и это не окончательная цифра. К сожалению, время пощадило далеко не все могилы. Сорок лет назад при реставрации бульдозеры срезали полутораметровый слой грунта вместе с покойниками, однако более старые могилы уцелели. Разумеется, археологи не ожидают найти здесь бесценные сокровища. Тем не менее в руках специалиста даже самый неказистый предмет может выдать любопытнейшие сведения.
Рассказывает Дмитрий Лохов, аспирант ИГУ:
- Вот здесь, на площади в 15 квадратных метров, обнаружили три с лишним десятка погребений. Мы нашли петровскую медную монету 1715 года.
Отмечу, много детских могил. В соседнем пикете (так археологи называют «площадки» раскопок) располагался привилегированный участок кладбища. Одна из могил представляла собой настоящий кирпичный склеп. Вероятно, здесь похоронили важного чиновника. Во многих могилах хорошо сохранились фрагменты одежды, волосы, обувь. Например, в девичьем погребении - роскошная коса, головная повязка, шитая золотыми нитями. У каждого покойного - крестик.
Дмитрий опускается к полуистлевшим колодам, в которых лежат маленькие скелеты, и продолжает рассказ.
- Видите, вот остатки вязочки? Будем дальше зачищать - наверняка должен быть крестик. Интересно, что у детей кресты большего размера, чем у взрослых. С чем это связано, пока не знаем. Отмечено, что вокруг взрослого захоронения группируются детские. Скорее всего, это семейные участки наших земляков.
Археологи охотно показали свои находки. Пряжки от сапог, камзольные пуговицы, два головных убора, но больше всего нательных крестов. Медь позеленела, а серебро время как будто подернуло инеем. Все крестики - православные. Они заметно отличаются от современных: от перекрестия расходятся лучи. Один из крестиков исполнен в необычной манере - распятие обрамлено сердечком. Подобные изыски более подходят для женских украшений, но находку обнаружили в мужской могиле. Может быть, археологи невольно прикоснулись к романтической тайне XVIII века? Кто знает…
Иван Бердников, сотрудник кафедры археологии и этнографии ИГУ, заметил, что специалистам приходится поторапливаться: срок окончания работ уже близок, а в раскопах четко видны еще не исследованные захоронения. Выпадет ли потом шанс приоткрыть страницы иркутской истории, неизвестно. Хотя есть проект реконструкции расположенного неподалеку водовода. При его реализации археологи получат хороший шанс посмотреть планировку острога. Нынешние находки позволяют поставить вопрос о музеефикации участка старинного кладбища. По результатам нынешних раскопок ученые уже предложили сделать подле Спасской церкви мемориальное захоронение первопоселенцев Иркутска.
Владимир ХМЫЛЬНИКОВ, Вячеслав БРЮХАНОВ © Вся неделя. Ангарск






