«Образованная» брешь
В 2008 году в бюджете Управления образования обнаружилась дыра «стоимостью» 45 миллионов рублей!
С начала учебного года в общеобразовательных учебных заведениях только о загадочной бреши в бюджете и говорили. Но в преддверии Нового года слухи о том, что зарплату работникам школ за ноябрь и декабрь платить нечем, достигли апогея.
Причины назывались разные, но всё же наиболее обоснованной из них выглядела следующая: область задолжала АМО деньги в размере… (каждый указывал своё, лишь ему известное из «надежных источников» энное количество миллионов рублей). Управление образования до поры молчало, не подтверждая и не опровергая данную информацию. Когда ситуация окончательно зашла в тупик, карты пришлось раскрыть. Начальник Управления образования администрации АМО Наталья Белоус 6 ноября лично взялась за непростое дело - разъяснить сложившуюся ситуацию перепуганному ангарскому учительству.
Для начала были озвучены те самые страшные цифры, которые «скушала» бюджетная дыра.
- Наши школы финансируются из регионального бюджета с 2004 года. Существует 7 коэффициентов, которые применяются при расчёте оплаты труда, свои нормативы для расчета финансирования школ. До конца 2006 года мы укладывались и в нормативы, и в фонд оплаты труда, который нам выделяла область. Деньги даже оставались, и в конце отчётного года мы сдавали их обратно в региональный бюджет.
В 2007 году начались проблемы. Законодательное собрание Иркутской области понизило один из коэффициентов, с учетом которого начислялась оплата труда педагогов, - коэффициент удорожания. Этот закон вступил в силу в середине учебного года - с января 2008 года.
Выяснилось, что денег на зарплату не хватает. Мы просчитали бюджет, выделенный нам на год, и получилось, что благодаря новому закону в нём образовалась «дыра» в 45 миллионов рублей! Мы ужаснулись: чем платить зарплату?
Специалисты нашего Управления тут же обратились в Министерство образования Иркутской области. Как быть, где взять недостающие деньги?
- Нам ответили: вмещайтесь в норматив. Смотрите, где у вас идёт перерасход средств. Мы, как могли, стали «вмещаться». Сократили надбавки (или убрали их в тех учреждениях, где они не были положены), снизили вариативную часть в зарплате. С сентября начали снижать количество классов ненормативной наполняемости, что вызвало скандал с родителями одной из школ. Да, единственной возможностью учить детей стало объединение классов, в которых до норматива - 25 человек - не хватало учеников. Это позволило сократить часы преподавателям, следовательно, и фонд зарплаты.
Помогла нам и демографическая ситуация. В текущем учебном году мы набрали на 650 первоклассников меньше, чем в прошлом.
Благодаря таким коррекционным мероприятиям удалось снизить дефицит на 20 миллионов рублей. Но остался вопрос: где взять недостающие 25 миллионов?
В Управлении образования стали разбираться, с чем связан тот факт, что в бюджет невозможно уложиться.
- У нас выявилась огромная разница между нормативной и фактической оплатой труда. Во многих учебных заведениях обнаружились существенные превышения по ставкам персонала. Например, в гимназии №1 количество преподавателей превышает норматив на 17 человек, а в детском саду начальной школе - на 40! Попали в список «превышающих» ещё девять школ, в которых предусмотрено дополнительное эстетическое развитие. В среднем на каждую такую школу приходится 5-7 педагогов, ставки которых не заложены в областной бюджет. Например, в школе №4 перебор на 17 человек…
Что это за лишние ставки - спросят учителя и родители? Это педагоги и прочие специалисты, работающие в рамках углублённых программ. Например, в гимназии №1 не положено иметь столь обширную психологическую службу. Однако в учебном учреждении посчитали, что она необходима, и мы долгое время изыскивали возможность финансировать «лишних» специалистов. Теперь такой возможности нет. Чтобы уложиться в норматив, дополнительные должности нужно либо сокращать, либо переводить на собственное финансирование. Пусть родители оплачивают дополнительные занятия.
Как объяснила Наталья Николаевна, в областной бюджет заложены нормативы для обычной школы. В них чётко определено количество учителей и педагогов дополнительного образования, младшего обслуживающего персонала. Решили расширить профиль образования и ввести дополнительные предметы или кружки? В этом случае платить зарплату педагогам будете сами.
- Есть и другой выход из ситуации. Например, повысить статус учебного заведения. В нашем городе есть такой пример. В Центре образования №8 тоже был большой процент «лишних» ставок, не положенных для учреждения данного вида. Целый год коллектив ЦО готовился к аттестации, и учреждение прошло её, получив статус гимназии. Теперь все специалисты, ранее работавшие «на птичьих правах», узаконены и финансируются из областного бюджета.
Все школы, имеющие превышение по штатам, мы заранее предупреждали о том, что можно выйти из ситуации подобным способом. Однако никто, кроме ЦО №8, не откликнулся. Школы предпочитают оставлять всё как есть. Но «как есть» больше не будет!
Управление образования администрации АМО в поисках возможности выхода из кризиса снова обратилось в область. Законодательное собрание пересмотрело финансирование, увеличив его на 8 миллионов рублей. Причины - недоработки области. Как выяснилось, не получал 25-процентную надбавку Мегет, «забыли» вдвое увеличить финансирование ЦО №8, изменившего статус. Кроме того, в целом по АМО был сильно занижен размер педставки. После внесения соответствующих изменений… размер «дыры» сократился до 17 миллионов рублей. Взять их нашему Управлению образования негде: в бюджете средств нет. А ведь людям нужно платить зарплату.
- До каждого руководителя мы письменно довели информацию о ситуации с «лишними» ставками по его школе - пусть принимают меры. Нужно осознать, что время, когда всё давали, а мы по своему усмотрению тратили, прошло. Отчитываться придётся за каждый рубль. Нужно осознать, что другого пути нет - в положенное количество ставок надо вмещаться. Или переводить их на хозрасчёт. Более сильные учреждения могут попытаться пройти аккредитацию и изменить статус. В первую очередь это касается школы №4, в которой отлично развита эстетическая направленность. Театр «Росток» из данного учебного заведения получил всероссийское признание. А ведь режиссёр, музыкальный руководитель и художник - не предусмотренные для этой школы ставки… Сохранить театр бесплатным может только аккредитация. Верю, что в будущем году школа №4 с успехом её пройдёт, тем более что директор выразил в этом заинтересованность.
И всё же, как решится вопрос с зарплатой в уходящем году?
- Министерство образования Иркутской области пообещало сделать перераспределение финансирования. Когда у нас оставались средства, мы возвращали их в бюджет области, а оттуда излишки передавались в те муниципальные образования, где финансирования не хватало. Сегодня мы оказались в подобной ситуации.
В Министерстве с пониманием отнеслись к нашей беде и пообещали перераспределить средства, так что хочу успокоить наших педагогов: зарплату за ноябрь и первую половину декабря они, как обычно, получат в этом году. Правда, не могу гарантировать, что произойдёт это без задержек, ведь на перераспределение нужно время.
P.S. В следующем году школам всё же придётся решать проблемы с «лишними» ставками. Соответствующие предписания директорам уже выданы. Понятно, что пройти аттестацию смогут не все школы - не позволит область плодиться гимназиям в Ангарске, как грибам. Да и определённый уровень образования для изменения статуса нужен, чего скрывать.
Кто сейчас не укладывается в норматив?
Школьные театры и прочие дополнительные услуги, место которых, по сути, в городских Дворцах культуры.
Профильные классы (МЧС, милиция и так далее), где часть занятий ведут не школьные педагоги, а специалисты по профилю.
Расширенные штаты обслуживающего персонала (уборщицы, дворники, охранники). Их число по отношению к учителям должно координироваться специальным коэффициентом. Если коэффициент превышен, ставка «лишняя».
Расширенные психологические службы. Количество психологов в школе зависит от того, сколько детей обучается в данном учебном заведении.






