Слово и дело: Знакомьтесь: Китай

YRI
14.01.2011 - 00:36

Слово и дело: Знакомьтесь: Китай

Владислав Иноземцев

13.01.2011, 3 (2769)

Последние дни 2010 г. со всей очевидностью показали: модернизация в России закончилась, так по-настоящему и не начавшись. В правовой сфере надежды перечеркнуты приговором по второму делу Михаила Ходорковского. В политической — заигрыванием властей с националистами и неадекватной реакцией на выступления оппозиции. В экономической — резким повышением страховых платежей, загоняющим реальный сектор в тень. Последствия всего этого мы ощутим позднее, но уже сейчас обсуждать перспективы российской модернизации бессмысленно. Поэтому в новом, 2011 году я хочу предложить задуматься о том, почему модернизация в России не удалась и почему она состоялась в странах, всего четверть века тому назад казавшихся безнадежно отставшими. Естественно, первым делом на ум приходит Китай, который в прошлом году стал крупнейшим экспортером и второй экономикой мира, хотя еще в 1985 г. уступал по объему экспорта ГДР, а по величине ВВП — Нидерландам.

Отношение к Китаю в России всегда было особенным. В нем присутствовало пренебрежение («Россия — не Китай, чтобы бояться порабощения прибывающими иностранцами», — говорил Сергей Витте), назидательность (особенно явная в послевоенный период), опасения и даже страх (в 1960-1970-е гг.), смесь восхищения и тревоги (в последнее время). СССР и Россия в разное время стремились выстроить с Китаем и союзные отношения. Но если Советский Союз считал себя старшим братом, то Россия сейчас выглядит младшей сестрой. Подчеркивая свою «евразийскость», мы указывали на некую близость с Поднебесной, не пытаясь ее понять и прочувствовать. Россияне никогда широко не владели китайским языком, не знали достаточно глубоко обычаев и культуры великого соседа. Культурно и экономически мы всегда оставались европейцами, подпитываясь мощью Азии в основном в бесплодных мечтаниях и досужих рассуждениях.

Даже стремительное возвышение КНР в 1990-е и 2000-е гг. не изменило ситуации. В России и по сей день доминирует если не пренебрежительное, то нигилистическое отношение к Китаю. В прошлом сентябре в Ярославле президент Дмитрий Медведев говорил: «Допустимо ли развитие России, например, по китайской модели? Я думаю, что для России этот путь невозможен, и не только сейчас, но он был невозможен и 20 лет назад, когда мы выбирали свою общественную модель, в силу разных причин: исторических, ментальных, экономических. Мы просто не могли пойти по такому пути». Аргументов в пользу этого и других подобных тезисов, как правило, не приводится. Опыт Китая изучается в основном специалистами, а мнения китайских экспертов вообще не присутствуют в российском дискурсе.

Последнее особенно странно. Мы видим, как на наших восточных границах встает гигант, играючи опережающий нас в экономическом отношении, легко утверждающий свое влияние в постсоветской Центральной Азии и умело встраивающийся в глобальную хозяйственную и политическую архитектуру, — но считаем, что нам нечему у него учиться. Мы на высшем уровне провозглашаем стратегическое партнерство со страной, интеллектуальные возможности которой даже не пытаемся постичь.

Российские экономисты и политологи, будучи разбужены в ночи, легко назовут десятки фамилий американских и европейских mâitres d'esprit, но вряд ли вспомнят хотя бы одного известного китайского эксперта по своей специальности. Даже специализированные сайты переводов — типа inosmi.ru и inopressa.ru — игнорируют суждения китайских коллег. Отечественные газеты перепечатывают блоги западных экономистов, но остаются полностью глухими к мнениям тех, чья экономика скоро обгонит американскую. Объяснить это трудно — но можно попытаться это исправить.

Проект «Слово и дело» и представляет собой такую попытку. Каждый месяц мы будем обращаться к одному из 12 направлений развития России и Китая, по каждому из которых наши политики за последние два десятилетия отметились в основном благими намерениями и громкими декларациями, тогда как китайские — практическими свершениями. Среди этих направлений будут такие: становление основ рыночной экономики, организация эффективного государственного управления, реформа правоохранительной и судебной системы, развитие промышленности и инфраструктуры, привлечение иностранных инвестиций, продвижение продукции страны на мировой рынок, утверждение новых стандартов образования и социальной политики, развитие научных и прикладных исследований, борьба с коррупцией.

Мы воздержимся от оценок и выводов, ограничившись лишь фактами, цифрами и конкретными мерами, реализовывавшимися в обеих странах. Лучшие китайские специалисты — в большинстве своем люди, непосредственно принимавшие участие в историческом преобразовании страны или по-прежнему работающие над реформами в том или ином качестве, — поделятся мыслями и информацией о причинах успешности китайских реформ, а о причинах неудач российских читатели смогут и сами сделать надлежащие выводы.

Статьи китайских экспертов будут выходить в «Ведомостях» в сокращенном виде, а в полной версии будут ежемесячно публиковаться в журнале «Свободная мысль». Проект носит неправительственный характер и поддерживается Центром исследований постиндустриального общества.

Автор — директор Центра исследований постиндустриального общества; главный редактор журнала «Свободная мысль»

Ведомости

причина довольно прозрачна -

причина довольно прозрачна - большинство русских физически, генетически не способны к такому же напряженному темпу труда, каким привыкли жить китайцы.
У русских в крови заложен авральный, спринтерский метод выполнения любой работы. Переучивать русских на китайский манер, конечно можно. Но результатов быстро не ждите.
Где вы видели, чтобы у китайцев было столько же перекуров, сколько и у русских? Где вы видели, чтобы на производстве китайцы в любое свободное время трепались также самозабвенно, как и русские - обо всем - бабах, пьянках, футболе? Где вы видели у китайцев начальника производства, который бы воровал у своих?

"Гарантии оставь себе, а мне дай нефть." (С) "Не бойся, я с тобой" (1981)

Ферман. Там ищо и партия

Ферман. Там ищо и партия рулит конкретно. Как бы тут коммунистов ни хаяли. Три раза ездил туда по делам. Все встречи с китайцами происходили при участии и их партийных функционеров. Ваще, китайцы производят впечатление очень разумных людей. Я думаю пендосию они в ближайшем времени перегонят по ВВП.

ну да, есть мнение, что люди

ну да, есть мнение, что люди везде одинаковы - не заставишь - не будут работать.

"Гарантии оставь себе, а мне дай нефть." (С) "Не бойся, я с тобой" (1981)

Ferman пишет: что люди везде

Ferman пишет:

что люди везде одинаковы - не заставишь - не будут работать.

Так, канечна, но китайцы, сцуки, все таки отличаются от нас. Никуда не денешься.

:

YRI пишет:

Российские экономисты и политологи, будучи разбужены в ночи, легко назовут десятки фамилий американских и европейских mâitres d'esprit, но вряд ли вспомнят хотя бы одного известного китайского эксперта по своей специальности.

Мне кажется это обусловленно отсутствием объективности в суждениях китайских экспертов в силу жесткой цензуры КПК, и то, что скажет КП то и будет в публичном мнении китайских экспертов. И внимание привлекают только те китайские деятели, которые пошли против системы (данный факт сопровождается обвинением и последующим мотанием срока).

Ferman пишет:

причина довольно прозрачна - большинство русских физически, генетически не способны к такому же напряженному темпу труда, каким привыкли жить китайцы.

По мне так причина в том, что русский слишком много думает будучи простым рабочим.

Flooder пишет: По мне так

Flooder пишет:

По мне так причина в том, что русский слишком много думает будучи простым рабочим.

ага, то есть, в идеале рабочий- это просто исполнительный кусок мяса, без всяких мыслей. А как же стремление к повышению квалификации, внесение рацпредложений, инженерный уровень мышления?

"Гарантии оставь себе, а мне дай нефть." (С) "Не бойся, я с тобой" (1981)

:

Ferman пишет:

ага, то есть, в идеале рабочий- это просто исполнительный кусок мяса, без всяких мыслей. А как же стремление к повышению квалификации, внесение рацпредложений, инженерный уровень мышления?

Ferman, ты сам-то веришь в то, что написал? Сейчас рационализаторов осталось раз-два и обчелся. Я проходил производственную практику на НПЗ, в том числе и в АНХК, и я согласен - существуют много тем из ряда предложенного тобой, но коллектив больше интересуют другие темы, как, например, обсудить, по их мнению, неправильное решение начальства. И вот вместо того, чтобы выполнять свои обязанности, мужики сидят в курилке и обсуждают как бы начальника подсечь или какой он пи...ас.

Я молчу про менее технологичные производства, где народ менее образован, но при этом каждый считает себя умнее остальных. Я не работал в сфере малого и среднего бизнеса, но в Иркутске обл. у меня есть знакомые предприниматели и как послушаешь их, так и начинаются припадки смеха (в тему того, что подчиненные считают себя умнее начальства и всех остальных, и вытекающие казусы).

В том же Китае такого в коллективе не существует, они занимаются своей работой, получают свои деньги. То есть у них рабочий -

Ferman пишет:

это просто исполнительный кусок мяса, без всяких мыслей.

И они сами, рабочие, это понимают.

Flooder пишет: ты сам-то

Flooder пишет:

ты сам-то веришь в то, что написал

мне конечно хотелось бы видеть все иначе, но видно все именно так везде и обстоит, как я написал несколько постов выше.

"Гарантии оставь себе, а мне дай нефть." (С) "Не бойся, я с тобой" (1981)

Фантазмер, иди сюда читай.))

Фантазмер, иди сюда читай.)) А то че Китай, че Китай.....

Flooder пишет: По мне так

Flooder пишет:

По мне так причина в том, что русский слишком много думает будучи простым рабочим

и мало работает...курит, перекуривает и пьет чаек

Flooder пишет: Мне кажется

Flooder пишет:

Мне кажется это обусловленно отсутствием объективности в суждениях китайских экспертов в силу жесткой цензуры КПК, и то, что скажет КП то и будет в публичном мнении китайских экспертов. И внимание привлекают только те китайские деятели, которые пошли против системы (данный факт сопровождается обвинением и последующим мотанием срока).

Флудер. Такое, я согласен, имеет место быть, но все таки закрытость Китая связана не только с цензурой КПК. Это Восток-они другие. Насчет Вашего мнения об отличиях наших рабочих от китайских полностью согласен. Для нашего начальник всегда плох, и главное, почему то всегда тупее его самого любимого.

YRI пишет: Там ищо и партия

YRI пишет:

Там ищо и партия рулит конкретно

Так везде контроль нужен, будь то Россия, Китай или кто еще

Отправить новый комментарий

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
Add image
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразовываются в ссылки.
  • Допустимые HTML тэги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <img> <h1> <h2> <h3> <h4> <span> <br> <div> <strike> <sub> <sup> <nobr> <table> <th> <tr> <td> <caption> <colgroup> <thead> <tbody> <tfoot>
  • Можно цитировать чужие сообщения с помощью тэгов [quote]
  • Автоматический перевод строки.
  • Можно вставить изображение в текст без HTML-кода.
  • Можно вставлять видео тэгом [video:URL]. Поддерживаются Youtube, Mail.ru, Rutube и другие.
  • Текстовые смайлы будут заменены на графические.

Дополнительная информация о настройках форматирования

To prevent automated spam submissions leave this field empty.
Прикрепить файлы к этому документу (Комментарий)
Все изменения, касающиеся прикреплённых файлов, буду сохранены только после сохранения вашего комментария. Изображения больше чем 4000x4000 должны быть уменьшены Максимальный размер одного файла - 40 Мбайт , допустимые расширения: jpg jpeg gif png txt doc xls pdf ppt pps odt ods odp 3gp rar zip mp3 mp4 ogg csv avi docx xlsx mov m4v.
Your browser does not support HTML5 native or flash upload. Try Firefox 3, Safari 4, or Chrome; or install Flash.
Original design by My Drupal  |  Modified by LiveAngarsk.ru team