Как по своей воле попась в "жопу", и как самостоятельно из нее выбраться.
Уж такой я человек: если мне захотелось что-либо сотворить, я иду и творю.
Примерно с 5 по 15 сентябра в наших горах устанавливается самая благодатная погода. Приходит "золотая осень", все кругом окрашивается в красно-желтые тона. Сезон дождей уже прошел, а непроходимых сугробов еще не навалило. Только макушки гольцов, да кое-где по хребтам лежат отдельные снежники. Это называется рай для фотографа. В эти числа я и планировал пойти со своим товарищем из Улан-Уде Сергеем Климовым на Баргузин. Но мы предпологаем, а кой-кто думает иногда иначе. Вот и в тот раз у Сергея не получилось, и у меня что-то не срослось. В итоге я пошел не 5-го, а 16-го сентября один на Хамар-Дабан, на пик Босан. Подготовился серьезно: крепкая, проверенная реальными ветрами палатка, одежда, газ, компас, карты километровки, GPS, описание маршрута, аптечка. Ну и фотоаппаратура естественно, куда ж без нее!?
Мне предстоял такой путь: Слюдянка - метеостанция - перевал Чертовы ворота с одноименным озером рядом, и далее по хребту до самого пика. Расстояние в обе стороны 100 км.Рассчетное время 5 дней. Проходя мимо метеостанции, дежуривший метеоролог сказал, что на днях ожидается ухудшение погоды. "Переживем - подумал я - не впервый раз. Попадали уже в непогоду в ноябре. А сейчас сентябрь. Пересижу в палатке"- думал я. Не учел я только одного фактора. Высота.
От метеостанции до Чертового озера добежал быстро - пара часов, и я на месте. Осмотр места, предварительная наметка точек для утренней фотосъемки, установка палатки, костер, ужин, отбой. Все как обычно.
Пятница. На съемку встаю рано - за час-полтора до восхода, и начинаю работать. Когда мне кто-нибудь рассказывает про превосходные кадры, снятые на бегу, мимоходом, то я улыбаюсь. Нет, конечно я им верю. Но результат один из десяти или ста тысяч меня явно не устраивает. Создание по-настоящему хороших фотографий - это долгая и нудная работа. Как-нибудь я напишу отдельной статьей, как я это делаю.
В 11 утра с собранным рюкзаком я поднялся на гребень (2000м), и потопал к своей цели . Справа вдалеке видно краешек Байкала. Точнее не видно, он весь в облаках или в тумане, и это было ниже. С юга, со стороны Монголии дует теплый ласковый ветерок, над головой солнышко, кругом красота неописуемая. К вечеру я планировал дотопать до Камкинской зимухи.
Но... как в песне, недолго музыка играла... Кто бывал в горах знает, с какой скоростью рай может превращаться в ад. В 5 часов наступило затишье. Так тихо бывает разве что в могиле. Затишье длилось недолго, минут 5. Затем подул холодный северный ветер. Холодный и сильный ветер. Он притащил с собой всю ту "чачу", которая висела над Байкалом. Эта "чача" поднимаясь на высоту стала конденсироваться, и превращаться сначала в дождь, а затем в град. Адское месиво, состоящее из тумана, дождя, града и сбивающего с ног ветра, обрушилось на меня. Град лупит по лицу до боли. Одеваю горнолыжную маску - вещь. Хоть смотреть можно нормально, хотя смотреть особо некуда. Только себе под ноги: видимость - метров 20-30. На том месте оказалась удобная площадочка для палатки, как-бы утопленная в склоне, и слегка защищена от ветра. Но я все еще надеялся добраться до зимухи. Сперва я пытался двигаться по GPS, но пройдя всего 100 метров понял, насколько это опасная затея. Большие камни, по которым до этого скакал с легкостью - обледенели, и стали скользкие. Стоит упасть, подвернуть ногу например, и все - абзац. Поворачиваю обратно в направлении той площадки. Я отошел от неё совсем недалеко. Но без навигатора я бы её не нашел никогда! "-Как хорошо, что я включил запись трека"- повторяю я себе постоянно. Быстренько ставлю палатку, закрываюсь в ней. У-фф... Так-то лучше. Не страшно попасть в горах в непогоду. Страшно оказаться не готовым к этому. "Ну, с этим у меня все нормально: палатка хорошая, одежды теплой полно, газ, вода, продукты. За ночь все пронесет, как обычно, а утром по солнышку пойду дальше... " - с такими мыслями варю на горелке ужин, уничтожаю его, и отдаюсь во власть Морфею.
Суббота. Проснулся я от шума ветра. За палаткой все также воет и свистит. И снега сантиметров 40 навалило. Ну ладно, будем ждать, когда-нибудь же это закончиться. Вышел, откидал снег от палатки. Все также ничего невидно вокруг, сплошное молоко. Примерно к обеду снег усилился, и палатку стало заваливать быстрее. Принялся отгребать опять, но это уже было похоже на борьбу с ветряной мельницей. Отгреб правую сторону, перешел на левую. Пока отгребаю левую, засыпает правую. Снега вокруг навалило уже больше метра. Пространства в палатке становиться все меньше и меньше, её просто сдавливиет. Настроение уже не такое бодрое. Прикидываю, что же мне делать: идти обратно - до метеостанции не успею к ночи, оставаться здесь - где ночевать? Решаю копать в снегу нору, благо (благо!) снега все больше и больше. Поставил посреди палатки фотоштатив, чтобы совсем не сдавило бедную. Отошел от палатки метров 10, и принялся копать. Начал в три часа, закончил в восемь. Копалось, можно сказать даже весело - за работой о плохом не думается. А тем временем снега уже с меня ростом. Пошел за вещами в палатку, ха-ха, да не тут-то было. Палатки-то нету. Передо мной девственно ровное, белое поле. Стал ходить по этому полю в надежде найти её методом "тыка". В прямом смысле. Минут через 10 нога моя наконец-то провалилась. Теперь я копаю нору в палатку. Ух и накопался я в тот день! Мокрый до нитки, но двигаюсь, и этим согреваюсь. Вытаскиваю постепенно вещи. Кое-как выдрал свой штатив. Manfrotto рулит! Выдержал метр тяжелого, влажного снега над собой. Говорю - прощай моя верная палатка! Возможно я за тобой вернусь летом. Закидываю все это в свое новое жилище. Распологаюсь там поудобней - нора получилась хорошая! Я мог нормально сидеть и даже лежать в полный рост. Сварил на газу кашку-минутку. Но вот новая проблема: вход засыпает снегом. Откопал. Через 15 минут - то же самое. Чешу репу - как спать, вдруг кислорода не хватит. Подобного опыта у меня еще не было. Я видел, как строят иглы, но здесь совсем другое сооружение. Деваться мне особо некуда, завел будильник на час ночи. Проснусь, почувствую, если что не так.
Можете ли вы представить какие мысли были у меня в те моменты? Что бы вы чувствовали на моем месте. Знаю, большинство просто не пошли бы туда, а сидели бы дома в тепле и уюте. Хорошо таким людям. Они счастливы и так, или думают что счастливы. Я так не умею. Я обращаюсь к тем, кто также не может сидеть дома у телевизора. Кому постоянно и регулярно нужны дозы адреналина. Это наш наркотик. Я думаю у каждого есть свой наркотик. Просто у всех он разный.
Мысли и чувства в те моменты меня посещали весьма разнообразные, словами этого не передать. Как не передать словами вкус облепихи новозеландскому аборигену. Это надо просто почувствовать. Одного у меня точно не было до сего момента - это паники. Меня по-настоящему может напугать только прямая угроза смерти. Если такой угрозы нет, то мне насрать на все временные трудности. Я просто "тупо" делаю то, что необходимо для исправления сложившейся ситуации. И всё. Помогает стопроцентно. Кстати, с кислородом было все нормально. Но вот утром...
Воскресенье. Утром, пожалуй я запаниковал. В 7 часов утра я включил фонарик и, о ужас: я увидел, что высота моей норы умньшилась в два раза! Потолок просел, и был у меня чуть ли не перед носом. Дело в том, что было относительно тепло, примерно минус 2-3 градуса. Из-за этого снег был мягкий и пластичный. С такого снега отличные снежные бабы выходят. И норы проседают, оказывается. Вот тут-то мне стало по-настоящему страшно! Ведь я чуть сам себе могилу не выкопал. Выскакиваю, как ошпаренный из спальника, напяливаю на себя мокрые вещи, и быстро копать выход. Копаю, засыпаю снегом то место, где только-что лежал, а в голове мысли: ну хоть бы там, на верху все успокоилось. Прокопал маленькую дырку, смотрю туда - хрен вам! Метёт также. Выскакиваю наружу, вытаскиваю вещи, все в рюкзак, включаю GPS, и по газам. На лице опять маска и намордник. Поднялся на гребень, а там снега всего по щиколотку. С гребня его просто сдувало. И сыпало на меня, т. к. я находился чуть ниже, в ложбинке. И неизвестно, где было бы лучше ставить палатку. На гребне наврядли я бы вообще смог её поставить. Ветер там был намнего сильнее. В моей ложбинке я был от ветра хоть как-то защищен, но зато снега огребся.
Теперь мне смешно, когда кто-нибудь умничает на форумах: вот мол GPS- навигаторы это новомодные штучки, раньше их не было, и как-то ходили по картам. Да, конечно ходили. Только домой не всегда приходили. В условиях, когда видимость 30 метров и соответственно нет ни отного ориентира, когда ветер уносит отпущенный рюкзак, и тебе приходится его догонять, как пользоваться картой, я не представляю. Навигатор не заменяет карту, он её дополняет. В нормальных погодных условиях хорошая карта намного удобнее. У современного туриста должна быть карта, компас, и спутниковый навигатор. В тот раз я шел не глядя вперед. Смысла не было. Зато я почти неотрывно смотрел на экранчик прибора, где я видел свой записанный путь. И с уверенностью могу сказать, что этот маленький приборчик спас мне жизнь.
Погода стала налаживаться только в воскресенье после обеда. Добрался я до метеостанции только в 9 вечера, когда село солнце. Где был гостеприимно принят дужурным метеорологом. За что ему отдельная благодарность. Жаль имя не запомнил. Я оказался не один такой. Позже пришел еще один мужичок, такой же одиночка. Он вообще все свои вещи бросил. А еще чуть позже группа Улан-Уденских студентов, около 10 человек. Все, как и я дико уставшие, мокрые, и слегка напуганные. Но счастливые!
. Принялся отгребать опять, но это уже было похоже на борьбу с ветряной мельницей. Отгреб правую сторону, перешел на левую. Пока отгребаю левую, засыпает правую.
ДО чего же это знакомо 
Можете ли вы представить какие мысли были у меня в те моменты?
Очень явственно.
Я бы не смогла уснуть. А если бы и уснула, то просыпалась бы каждые пять минут от собственных криков ужаса.
Погода стала налаживаться только в воскресенье после обеда.
Скорее, это не погода стала налаживаться, а менялась климатическая зона вслед за сбросом высоты
Вы просто вышли из-под зоны "непогоды".
А это когда все было? В этом году?
Уведу тебя в горы, пиши








