На единственном в России Радаре некогерентного рассеяния впервые провели пресс-тур (+ видео)
Ракеты, спутники, космический мусор и вообще все, что пролетает над землей на расстоянии до 1500 километров, способен отслеживать вот этот радар. Общая площадь его антенн около 3000 квадратных метров, и он такой единственный в России.
Раньше он защищал территорию нашей страны, теперь — ее интересы в космосе. Радар некогерентного рассеяния создавали как часть противоракетного щита Советского Союза. Когда военные перешли на новые РЛС, этот объект передали ученым, которые модернизировали оборудование, и 50-летняя станция до сих пор двигает прогресс.
"Вот сейчас мы достаточно устойчиво обнаруживаем на дальности в 550 километров кубсат размером 10×10×10 сантиметров", — говорит старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Валентин Лебедев.
Но гораздо чаще радар задействуют для изучения более масштабных аппаратов. Именно отсюда ученые следят в том числе за сетью спутников Starlink, которые раздают интернет из космоса. Сейчас на орбите Земли их около четырех тысяч, и компания Илона Маска постоянно запускает новые.
"Мы примерно раз в пять минут проводим измерение выбранного нами Starlink. В том числе попутно мы решаем задачи и изучаем то, как они движутся, как они ориентированы и тому подобное", — говорит старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Валентин Лебедев.
А еще на основе точной информации об объектах в ближнем космосе российские специалисты корректируют движение наших спутников, предупреждая столкновения. И все же главная научная задача радара — исследование верхней атмосферы Земли. С помощью электромагнитных импульсов огромной мощности ученые получают данные, которые позволяют, к примеру, значительно улучшить качество радиосвязи, а также понять, как события, происходящие на Солнце, влияют на техносферу Земли.
"Эта научная установка, которая входит в список уникальных научных установок национальной значимости. Таких установок в мире в тот момент, когда создавался этот радар, было всего десять. На сегодняшний день их, по-моему, 11″, — говорит заведующий обсерваторией радиофизической диагностики атмосферы Института солнечно-земной физики СО РАН Алексей Заворин.
За единственной в России системой, которая формирует радиоэлектронный импульс мощностью в 3,5 мегаватта, следит всего один человек. Инженер Виктор Литкевич работает здесь почти 30 лет и, конечно, идеально знает все оборудование. Чинил его не один раз. Говорит, лучший друг инженера — паяльник — всегда у него под рукой.
"А сколько вам лет?"
"Мне 76."
"А почему вы до сих пор на пенсию не ушли?"
"Да не отпускают. Нету специалистов."
"Сложно обучить таких специалистов сейчас?"
"Обучить несложно — желающих нет", — говорит ведущий инженер обсерватории радиофизической диагностики атмосферы Института солнечно-земной физики СО РАН Виктор Литкевич.
Два года назад ученые объединили радар некогерентного рассеяния и оптический звездный телескоп из Саянской солнечной обсерватории в радиооптический комплекс. Говорят, с помощью сетей, расставленных такой системой, можно определить орбиту даже небольшого космического мусора.
Ракеты, спутники, космический мусор и вообще все, что пролетает над землей на расстоянии до 1500 километров, способен отслеживать вот этот радар. Общая площадь его антенн около 3000 квадратных метров, и он такой единственный в России.
50-летняя станция до сих пор двигает прогресс.
Многа читать.. скажите этот чудо аппарат способен отследить надводные беспилотники или нет?
Петя знает, Петя пожил, Петя ...




?
?




