Лев ПЛАТОНОВ: Газ смог бы вдохнуть новую жизнь в Ангарск
В Ангарском городском округе появился новый почетный гражданин - Лев Анатольевич Платонов. И хотя в последнее время он живет в Иркутске, Ангарску Лев Платонов отдал свои лучшие годы. Приехав в молодой город в далеком 1953-м, он стал участником эпохи больших свершений, становления наших промышленных гигантов и бурной застройки территории округа. Наш корреспондент побывал в гостях у почетного гражданина.
- Как вы попали в Ангарск? Откуда вы родом?
- Родом я из Псковской области. Образование получил в Ленинградском нефтетехнологическом техникуме. Там же познакомился с будущей супругой Ниной Васильевной. Затем по распределению попал в Якутию, где начал трудиться механиком нефтебазы, главным инженером Якутского управления Главнефтеснаба. После реорганизации управления получил направление в Ангарск на нефтебазу. И снова начал с должности механика. Тогда мне было 23 года. Позже дорос до начальника Управления капитального строительства производственного объединения «Ангарскнефтеоргсинтез».
- Ангарску тогда исполнилось всего два года! Каким он вам запомнился?
- Но он уже был городом, вовсю строился. «Квартала» еще не было вообще. Но уже были кинотеатр «Победа», старая часть города. Семья наша была молодая, в Якутске родился сын. В Ангарске мы первое время жили на подселении у сестры супруги в двухкомнатной квартире в 19 квартале. Первое собственное жилье получили гораздо позже.
Когда закладывался город, никто не предполагал, что он так разрастется. Рассчитывали, что это будет небольшой городок на 40-50 тысяч жителей, поэтому так получилось, что сегодня в центре у нас старое кладбище. Я бы даже сказал, что свой градостроительный облик Ангарск до сих пор не сформировал окончательно.
- С чем это связано?
- Когда город строился, не было единой градостроительной политики. Каждое предприятие строило свое жилье, свой микрорайон. Старая часть города была построена по собственному генплану нефтехимическим комбинатом, «квартальская» - АЭХК. Даже сегодня это бросается в глаза: две части города, а между ними - разрозненные пятиэтажки-хрущевки. Я считаю неверным решением строительство Цемпоселка рядом с заводом. Но единого градостроительного плана Ангарска не было, никто тогда этим не занимался. И к тому времени, когда меня назначили председателем горисполкома, стало понятно, что город надо объединять в единое целое.
- Что, кроме этого, было в приоритете у горисполкома того времени?
- Городское здравоохранение. Надо было срочно что-то делать с медицинским обслуживанием ангарчан. Свои медсанчасти были у комбината, АУС, АЭХК, а остальное население страдало. И тогда мы приняли решение из школы напротив швейки сделать поликлинику, а из школы в 86 квартале - больницу. Это было очень непросто. Сначала добиться разрешения у облоно, потом с проектировщиками перепланировать здания. И в кратчайшие сроки, чтобы не пострадал учебный процесс, распределить учеников по другим школам. Вся тяжесть этого нелегкого труда тогда упала на плечи моего заместителя Людмилы Владимировны РАЕВСКОЙ и Николая Андреевича ДУДКО. Школьники при этом не пострадали, так как тогда произошел переток населения из старой части города в новые микрорайоны. Тогда же мы начали проектировать и строить здание ангарского роддома и городской больницы.
- Говорят, именно вы создали «Ангарский водоканал»…
- Дело в том, что в те годы каждое предприятие самостоятельно обслуживало свои дома, у каждого были своя канализация, водопровод. Аварийную службу имел только АЭХК, и, если что случалось, сантехников там заказывали. Только тепловые сети изначально строились энергетиками по заявкам заказчиков. И перед исполкомом встала задача как-то все это объединить. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие города. Для ее решения мы поехали в Москву, в Министерство нефтехимической промышленности. Там нас очень благожелательно встретили, выслушали и согласились, что сетями должен заниматься город, а не ведомства. Министерство выделило нам значительную сумму на формирование коммунального хозяйства. Именно на эти деньги мы и создали «Ангарский водоканал», построили водозабор, очистные сооружения. А часть суммы отдали в областной центр на развитие их водоканала.
- Задачу по формированию центра Ангарска так и не решили до сих пор.
- Согласен, вот я на днях ехал по Ангарску и думал об этом. Хотя город и чистый, ухоженный, но где-то тротуары под землю ушли, пустыри между микрорайонами… Считаю формирование грамотной градостроительной политики сегодня одной из главных задач власти, хотя в условиях рынка это очень непросто. Нужно, чтобы Ангарский и Ленинградский проспекты обрели свои окончательные очертания.
- Сколько лет вы были по сути мэром города?
- А мы сейчас посмотрим по партбилету.
- Он у вас как новенький. Да тут и зарплата ваша есть!
- Конечно, есть. Вот смотрите, когда я был главным инженером УКСа на комбинате, зарплата было 380 рублей, но здесь еще бывали премии. А когда стал председателем, зарплата стала 410 рублей. Как видите, в те годы не было столь огромных разрывов в зарплатах. И все было нормально. Так, посчитаем: семь лет я был председателем горисполкома в Ангарске.
- Будущее Ангарска - промышленное?
- А какое еще оно может быть? Но нужно думать об экологии. И здесь городу помог бы приход газа с Ковыкты. И в плане экологии тоже, если перевести комбинат с мазута на газ. Сегодня ангарчане платят самую высокую цену за сетевой газ. Ковыктинский газ при любых раскладах как минимум в три раза дешевле. Газ смог бы вдохнуть новую жизнь в уже существующие производства, способствовать созданию новых. Тем более что группой энтузиастов уже была выполнена предпроектная подготовка по получению из газа этилена и его производных с очень высокой рентабельностью. Приход газа смог бы вернуть в Ангарск производство химии, собственных минеральных удобрений. Вот сегодня азотно-туковый завод аммиак везет из Кемерово, а могли бы получать его здесь.
- Вы много лет были первым замом легендарного губернатора НОЖИКОВА…
- И горжусь тем, что вторым после тренера Ольги БУЯНОВОЙ получил знак «Признание» - премию имени Юрия Ножикова. В те времена было много достойных людей, с которыми мне посчастливилось работать. Это была плеяда директоров - создателей крупнейших предприятий, заводов… Всех не перечислишь. Они умели работать, видели цель, были, как говорят сейчас, настоящими государственниками. Как ведь было? Воспитанники АНХК не только подняли родной комбинат, но и создавали нефтегазохимию всей Западной Сибири: в Тобольске. Томске, Красноярске, Ачинске, в Средней Азии. Мне 85, но я до сих пор тружусь. Желаю всем ангарчанам хорошей, успешной работы, хороших заработков, крепкого здоровья. И чтобы наш Ангарск продолжал оставаться лидером по всем позициям!
Справка
Лев Анатольевич Платонов (род. 6 сентября 1930, г. Новоржев Псковской области).
С 1978-го по 1984-й - председатель Ангарского горисполкома, с 1984-го - 1-й заместитель председателя Иркутского облисполкома. В 1989 году возглавил инициативную группу по созданию консорциума «Байкалэкогаз», который в 1992 году был преобразован в ЗАО «РУСИА Петролеум».
С 1992-го по 1998 год - генеральный директор компании, с 1999-го - главный специалист Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН, эксперт Общественной палаты Иркутской области.
Ни знаю этого человека, но какого извините лешего он на фото с сигаретой?
Знаете, молодой человек, в Советском Союзе пристрастие к табаку считалось уделом энергичных, мужественных, целеустремлённых. Уж так исторически сложилось. А человеку, за плечами которого Жизнь с большой буквы, что-то менять в привычках уже поздно, и быть кому-то примером Лев Платонов не совсем готов: он просто большой трудяга, человек скромный, такой, какой есть.
Закурил, когда решили сделать снимок, что ж поделаешь… Все вопросы - к тому, кто не "зафотошопил". А надо ли? А то мы в нашей жизни дофига чего хотим зафотошопить вместо того, чтобы принять, как есть.
Самые страшные воры - воры твоего личного времени!
bes,
Во-первых, этот человек давно уже не политик (да, имхо, и не был им, был грамотным управленцем) и никуда не собирается "лезть". Во-вторых, тема газа - его профессиональная тема, то, чему он отдал значительную часть жизни (почитайте биографическую справку), то, в чём он "собаку съел". И что Ангарск сделал бы экономический скачок с применением ковыктинского газа - это его личная твёрдая убеждённость, а не лоббирование чьих-либо интересов, как может показаться...






