Две звезды с афганского неба (+ уникальные фото с самолета-разведчика)
Когда в словах поздравлений звучит пожелание мирного неба над головой, майор ВВС Леонид Гниломедов совершенно четко представляет, о чем идет речь. Ему самому не раз приходилось видеть наземные цели в перекрестье прицела. А управляемая советским летчиком реактивная машина зачастую являлась ничем иным, как острием разящего меча, рассекающего небо над горами и долинами пылающего Афганистана. Небо там, увы, в годы его службы не было мирным. Не везде небо мирное и теперь. И помня об этом, нужно особенно дорожить теми, кто крепко держит в своих руках и щит, и меч нашей Родины.
- Здравствуйте, Леонид Дмитриевич! Расскажите немного о себе.
- Родился и вырос я в Киевской области, в городе Белая Церковь. Там сейчас у меня только мать осталась. Прошлым летом ездил в санаторий в Крым, думал заодно проведать родной город, так киевские власти не пустили. В Киеве приняли закон, по которому российские граждане мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет без специального разрешения не могут пересекать границу.
- Ну, правильно, а то приедете и развалите им страну.
- Если бы мне это было нужно, я бы прилетел туда на своей «сушке». Но я вообще с трудом верю во все, что сейчас происходит на Украине. Надеюсь, все там как можно скорее наладится. Наши народы усиленно пытаются разъединить. Началась такая политика давно, но сейчас начали рвать по живому. Я верю, что мы – и россияне и украинцы - сможем преодолеть эту навязанную извне губительную напасть, наш народ и не из таких передряг выбирался. Считаю, что власти России сейчас все делают правильно, не позволяют втянуть себя в третью мировую войну.
- Почему вы решили стать именно летчиком?
- Летать – это моя мечта с детства. Сначала хотел поступить в Борисоглебское летное училище. Половину медкомиссии прошел и неожиданно разболелся, температура под 40 поднялась. Не приняли меня. Удача улыбнулась только со второй попытки в Чернигове. В 1982 году закончил Черниговское высшее военное авиационное училище. Научился управлять истребителями Л-39, Миг-21. После выпуска судьба бросила в Читинскую область, в город Борзя, где 4 года оттачивал навыки боевых полетов на истребителе СУ-17м3. Затем перевели на авиабазу в Венгрии, там переучился на СУ-17м4. Это примерно такой же самолет, просто чуть-чуть поновее модификация. В сфере вооружений ведь постоянно идет обновление. Порох в пороховницах всегда должен быть сухой.
- В российской армии долгое время царила разруха. Сейчас вроде пришло понимание, что необходимо приводить все в порядок. Я вот вижу летающие над городом новенькие боевые самолеты с иркутского авиазавода и радуюсь. Радуюсь, что завод работает и что Родина старается крепко держать свои щит и меч.
- Дай бог. Я на днях смотрел в интернете места, где служил, увы, почти везде всё развалено. В Забайкалье гарнизоны в руинах, в Венгрии то же самое. Под Одессой авиационный гарнизон еще стоит, но там, конечно, уже не так, как было при Советском Союзе. Только в афганском Баграме, смотрю, американцы настроили новых корпусов, обустроили себе быт. Мы-то там жили неподалеку от аэродрома во временных бараках, сложенных из ящиков от боеприпасов, наполненных песком. Дешево и сердито. Были у нас даже кондиционеры, правда, они не всегда работали. Комфортными условиями наш быт не назовешь. Зато мы спокойно могли гулять по городу, ходили на базар, местные жители относились к нам очень хорошо.
- В Афганистан отправились добровольно?
- А там все были добровольно. Мы ведь не вели захватническую войну, не оккупировали страну. Мы откликнулись на зов о помощи. Все, кто там служил, действительно исполняли интернациональный долг.
- У вас два боевых ордена Красной звезды. Как нам сообщили в ангарском военкомате, больше среди ангарчан, служивших в Афганистане, ни у кого нет. Вы удостоены этих наград за какие-то исключительные заслуги?
- В Афганистане я служил всего один год. За это время у меня было 300 боевых вылетов. Мы выполняли разведывательные полеты, в том числе и в ночное время, искали в горах караваны с оружием. Выполняли и другие тактико-стратегические задачи. Первый орден я получил за то, что в ходе одной из разведок мы с ведущим обнаружили большой склад с оружием. Обнаружили, нанесли бомбовый штурмовой удар и сумели этот склад полностью уничтожить.
- Получается, спасли немало жизней советских солдат.
- Наверное. Долго оружие на том складе не залежалось бы.
- Когда вы там были, душманы уже использовали стингеры?
- Да, за год были сбиты два самолета в нашем полку. Летчики катапультировались, но им повезло, что они высадились ближе к нашим войскам, быстренько были подняты вертолеты, обоих благополучно эвакуировали.
- По вам стреляли?
- По моему самолету нет, но я видел как это бывает. Во время одного из полетов я увидел след от ракеты, выпущенной с земли по ведущему в моем звене. Получив предупреждение, мой товарищ успел сделать маневр, но немного его все же зацепило. Благо не сильно и самолет смог вернуться на аэродром.
- Второй орден за что?
- Второй тоже за оружие. Удалось обнаружить и уничтожить идущий из Пакистана большой караван с оружием.
- С авиацией давно расстались?
- После вывода советских войск из Восточной Европы, истребители остались не у дел, части расформировывались, городки закрывались. В 1992 году я перевелся в Иркутск в дальнюю авиацию, летал на АН-12. А спустя 4 года ушел из армии.
- Снятся вам полеты?
- Уже нет. Раньше бывало, а теперь нет.
- Вы видели своими глазами землю в таких ракурсах, что мало кому когда-нибудь доведется увидеть подобное. Космонавт Герман Титов настолько вдохновился увиденной им из Космоса Землей, что стал писать картины. У вас не возникают подобные творческие позывы?
- Увы, мне не дано. Я не рисую, не пишу стихов, не пою и не танцую.
- А как любите проводить свободное время?
- На даче. И на машине люблю ездить. Мы с женой уже четыре раза путешествовали через всю страну на Украину, раз пять ездили в Китай.
- А как вы познакомились со своей супругой?
- В Чите. Я как раз служил после училища в Борзе, а она проходила там практику. Встретились в городе, познакомились, приглянулись друг другу, с тех пор и живем вместе вот уже 27 лет. Родом моя Ольга Михайловна из Ангарска, здесь и сыграли свадьбу. Кстати, я с этой свадьбой отказался от предложения пойти в летчики-испытатели.
- Может оно и к лучшему.
- Наверное.
- А почему выбрали для жизни Ангарск, а не Украину?
- Мне сразу понравился этот город, еще в 1987 году. Красивый, очень уютный город. Во время службы в Иркутске мы жили здесь у родителей супруги. Сперва я путался в адресах – обычно же везде ориентируешься по улицам, а здесь номера кварталов, микрорайонов… Потом освоился, привык. Из армии я уволился в 1996 году, время было тяжелое, не до переездов, здесь и остались. Если честно, у меня стали появляться мысли вернуться в Белую Церковь. Дочь выросла, живет отдельно. А у меня там мать старенькая, надо помогать. Но последние события на Украине эти планы перечеркнули, попытаюсь летом снова туда съездить, может пустят.
- Вы отмечаете День вывода советских войск из Афганистана?
- Конечно. По возможности встречаюсь с боевыми товарищами, однополчанами. В Ангарске в каких-то торжественных массовых мероприятиях редко участвую. В этом году и вовсе не пошел никуда, приболел.
- А как вы относитесь ко Дню защитника Отечества?
- Для меня это в первую очередь День советской армии и флота. Мне не очень понятно, когда в этот день поздравляют тех, кто не служил.
- По аналогии с 8 марта этот праздник стал мужским днем.
- Не считаю, что это правильно. Не всякий мужчина защитник Отечества. Некоторые и вовсе от армии любыми способами косили. С чем их поздравлять 23 февраля?
- Ну и не будем. Поздравим настоящих защитников, воинов, благодаря которым над городами нашей страны мирное небо. Спасибо вам большое за беседу. И с праздником! Думаю, многие афганцы, прочитав эту статью, вспомнят добрым словом ваши ордена. Кто знает, может в том караване или на том складе находилась пуля, отлитая для кого-то из них.
- Придумать можно что угодно. Но я считаю, что каждый человек просто должен добросовестно выполнять то, что он должен делать, и тогда во всем и везде будет порядок.
- Вот это – слова офицера!
- Ну, так вы со мной как с офицером пришли побеседовать, а не как с дачником. Хотя и на даче, если не трудиться и не соблюдать порядок, все зарастет сорняками.
А статуи с первого снимка теперь нет. Талибы взорвали...
А на третьем снимке это тюрьма в Кабуле. На шестом - стойбище кочевников пуштунов.
Некоторые фото были подписаны (переименованы файлы), но после того, как их сюда сохраняешь, подписи почему-то никак не проявляются. Недоработочка какая-то 
Ангарск - это мой город! Другого родного города у меня, простите, нет.














