Быт не может быть личным делом!
«Москва слезам не верит», «Одиноким предоставляется общежитие», «Девчата» - советскому кинозрителю не надо было лишний раз объяснять, почему несколько совершенно чужих друг для друга людей живут в одной комнате, имея только койку и тумбочку около неё, готовят на общей кухне, моются и стирают вещи в единственной на весь этаж душевой, как говорится, в тесноте, да не в обиде.
Многие ангарчане и сами имели такой опыт в начале трудовой жизни, пока не становились обладателями отдельной квартиры.
Давайте на минутку заглянем в общежитие №2 в 88 квартале? Здесь проживают штукатуры и маляры, и сейчас они только вернулись с работы. Оля МОСИНА вместе с подругой по бригаде Аллой ИВАНЧИКОВОЙ варят суп. Галя СЕРОГЛАЗОВА склонилась над учебниками - девушка учится в вечерней школе, скоро экзамены за десятый класс, а впереди поступление в институт. Видя, что соседка по комнате занимается, притихла на своей кровати с книгой Рая КУЛЕШОВА. Сашу НОСОВУ и Тамару МЕЙРОН сдружила между собой любовь к музыке. Девчата научились играть на аккордеоне и мечтают создать кружок аккордеонистов... Может быть, кто-то узнал себя в героях той давней газетной публикации? Даём подсказку: она вышла в марте 1961 года.
Ну а фраза, вынесенная в заголовок и как нельзя лучше характеризующая жизнь в общежитии, взята нами из газетной публикации за 1962 год.
«Как живёт молодой человек, куда идёт его зарплата, как учится, чем занимается в свободное время - это дело не личное», - высказывает мысль автор текста.
Чтобы следить за всем этим, в общежитиях существовали должности коменданта и воспитателя, в их обязанности входила выдача мягкого инвентаря и мебели, организация досуга молодёжи, контроль за санитарным состоянием не только мест общего пользования, но и самих комнат. Сейчас даже сложно представить, что кто-то ворвётся в твоё личное пространство и начнёт оценивать, по линеечке ли застелена постель, как расставлены книги, есть ли пыль на подоконнике и чисто ли вымыты полы. А тогда это было суровой реальностью. Про нерях, с указанием имени и фамилии, могли написать даже в газете. Хотя мерки, с которыми порой подходили проверяющие, сегодня можно назвать спорными. Как вам, например, такое?
«Как ни печально, но многие комнаты убраны безвкусно: стены обильно украшены вышивками, фотографиями, на тумбочках глиняные кошечки с бантиками, на кроватях пышно взбитые подушки. А будущим хозяйкам необходимо знать, что украшения и красота не одно и то же. Всё должно быть в меру и на своих местах. Прекрасно сделанная вышивка теряет свою прелесть, если рядом несчётное количество таких же», - писал корреспондент по итогам проверки общежития рейдовой бригадой общественников.
В помощь воспитателям служил совет общежития. И там, где он был активным, жизнь становилась действительно интересной.
«Жильцы общежитий №12 и №23 уже три раза побывали в Иркутском театре музыкальной комедии, просмотрели оперетты «Летучая мышь», «Баядера», балет «Эсмеральда». Выезжали в однодневный дом отдыха. Поездки оставили хорошее впечатление. Совет общежития, составляя план работы на май, наметил выезд на озеро Байкал, экскурсию на Ангарогэс, просмотреть в драмтеатре «Иркутскую историю», посетить художественный музей, планетарий», - читаем в короткой газетной заметке.
Ещё одно существенное ограничение при жизни в общежитии: после отбоя в 23.00 строгий комендант закрывал входные двери на ключ. Опоздавшим романтикам порой приходилось пробираться домой через окно, которое открывали сердобольные соседи.
Множество новых семей появилось в стенах общежитий. Закрыв последний учебник, бывшие студентки обзаводились пелёнками и распашонками и с нетерпением, живя с мужьями по разным комнатам, ждали, пока им выделят отдельную квартиру. Зато и со знакомством с сужеными проблем не было - будущий муж или супруга могли жить буквально за соседней дверью. И просьбы починить сломанный стул или радиоприёмник были тестом не только на «рукастость», но и приглашением на свидание.
В общежитии всегда можно было перехватить у соседей денег до зарплаты, «подкормиться», если всё потрачено на дефицитную косметику или модные джинсы. Для многих «общага» стала хорошей школой жизни и источником дружбы на всю жизнь.


