
Учимся дома. Все больше иркутян переводят детей на семейное образование
Семейное образование (СО) – одна из форм получения школьного курса знаний, предусматривающая изучение программы вне классных стен, и доступна она каждому желающему. В Иркутске СО практикуется уже давно, но после «пандемийного» опыта о переходе на домашнее обучение задумались многие родители и дети. Дистанционка дала сомневающимся возможность посмотреть, как это работает в реальности, когда школьник занимается сам, с помощью лекций в интернете или онлайн с учителем. И для кого-то случайный эксперимент стал переломным: одни решили, что лучше оставаться в школе, другие без сомнения написали заявление о переходе. Сегодня в «Пятнице» — опыт семей, решившихся на семейное образование.
Просто не пошли в школу 1 сентября
У иркутского ландшафтного дизайнера Александры Дедюхиной двое детей — Николай и Елизавета. Они погодки: играть — вместе, читать — вместе, решать задачки — вместе. У мальчика были некоторые трудности с чтением – он воспроизводил слова задом наперед, поэтому родители поставили перед собой задачу — решить проблему до школы, чтобы не было сложностей в учебе. Шустрая Лиза шагала с братом в ногу. В итоге к поступлению Николая в школу дети уже фактически освоили программу первоклашек. Александра просила определить сына на ступень выше, но учителя уговорили ее оставить ребенка в первом классе, убедив, что тогда он сможет участвовать и побеждать в олимпиадах и учиться на отлично.
— Но этого не случилось, Коле просто стало скучно — темп снизился, интерес к школе стал пропадать, а я хотела себе некой передышки и не стала поддерживать набранный темп дома. И это две мои ошибки, — говорит Александра. — То же самое повторилось через год: когда Лиза пошла в первый класс, я просила отправить ее во второй, но меня снова убедили. Сначала это казалось правильным, но дочь все время была впереди других детей, ведь дома она вольно или невольно вместе с братом осваивала программу второго класса. После двух лет обучения Лиза экстерном сдала программу третьего класса и оказалась в четвертом — вместе с братом. Уже тогда я думала о переходе на СО.
Дедюхины живут за городом: дорога в школу и обратно занимает много времени. Когда брат и сестра учились в разные смены, было особенно хлопотно, но в четвертом классе жить стало легче:
— Папа увозил детей в школу, после уроков они вдвоем шли на секции, в перерывах делали уроки, а вечером папа привозил их домой.
Но это не отменяло сомнений. Александра сделала вывод, что школьные правила тормозят естественный ход событий.
— У детей тяга к знаниям, но из-за правил системы образования они топчутся на месте вместе с теми, кто слабее. Плюс ранние подъемы, время на дорогу. Но ради чего? Ведь движение вперед было очень медленным…
Александра уже серьезно задумалась о семейном образовании, но уйти мешали обыкновенные человеческие страхи. Толчком к принятию решения стали пандемия и весенний переход школ на дистанционку.
— Целую четверть дети занимались самостоятельно и благополучно скатились. Так получилось, что я заболела, лежала в больнице, а они все же еще не имели опыта самодисциплины — раз, опыта массовой рассылки в разные адреса домашних работ — два. Что-то из заданий было не сделано совсем, что-то было сделано, но не отправлено, что-то было сделано, но отправлено не туда — в общем, к этим нюансам они были не готовы. Пришлось все наверстывать: занимались в усиленном режиме, все выполнили, сдали. Дети поняли, на что они способны, но повторения такого аврала больше себе не желают.
Александра думала о переходе все лето. Кроме прочих факторов опасалась, что дети принесут из школы новый вирус:
— Весной я два месяца очень тяжело болела и не хотела повторения. Поэтому в сентябре мы просто не вернулись в класс.
Сначала родители писали заявления о пропусках по семейным причинам, потом пришлось всерьез объясняться с администрацией, и школа сама предложила Дедюхиным перейти на СО. А потом наступил новый карантин:
— Для Коли не было разницы — ходить в школу или не ходить, он готов был принять любое наше решение. А Лиза все ждала, что в итоге скажу я — ей нужна была ясность. В сентябре ей очень хотелось в школу — повидаться с друзьями. Хотелось, чтобы они увидели ее окрашенные волосы, обновки, но не более того. В итоге решение было принято — с середины ноября дети перешли на семейное образование».
— Я не могу сказать, что такая форма обучения подходит всем — это не так. Дети разные, родители разные, ситуации с работой и возможности помогать, направлять тоже разные. Во всем есть плюсы и минусы. Мне, например, жаль, что мы потеряли уроки физкультуры, школьный факультатив по математике — дети сами туда записались и с удовольствием ходили решать нестандартные задачки, им это очень нравилось. Жаль, что стало меньше общения с другими детьми. Но есть другое: книги, на которые раньше не хватало времени, иллюстрации на планшете, анимация, обязанности по хозяйству и другое.
Что касается занятий, с этим у шестиклассников Дедюхиных все хорошо: по математике дети изучают уже темы седьмого класса, по русскому прошли все правила шестого, занимаются «шлифовкой», раз в неделю пишут сочинения и несколько диктантов, которые читает Александра, или же под диктовку из интернета, чтобы не привыкать к одному темпу. Английским занимаются на платформах Учи.ру и Интернет.урок. Не исключено, что появится репетитор — в школе они это уже практиковали. Кроме того, дети ведут дневники: записывают результаты дня, сколько карточек и заданий сделано и по каким предметам.
— А еще они высыпаются, ушла нервозность, достигнут дзен, — улыбается мама шестиклашек. — Мы не привязаны к графику школы и делаем все, что захотим и когда захотим.
В школе было некомфортно
Иркутянка Мирослава Седых-Фортунова до сентября 2020-го была ученицей школы № 14, сейчас девочке 9 лет, и уже больше половины учебного года она не посещает класс — по решению семьи третьеклассница перешла на семейное образование.
— Мы занимались дома до школы, в детском саду у нас была замечательная воспитательница — она тоже многому научила ребят. В первый класс мы шли абсолютно спокойно. А потом оказалось, что дочери там психологически дискомфортно: много народу, шумно, обилие всего нового — Мирославе тяжело было сконцентрироваться из-за всех этих внешних раздражителей, — рассказывает фотограф Вера Седых-Фортунова. — Думали, адаптируется — и все это пройдет. У дочери появились подружки, с учителем был нормальный контакт. Но в итоге начались психосоматические проблемы: Мирослава стала часто болеть, и это был не просто насморк, дело доходило до температуры в 42 градуса!
Девочка жаловалась родителям, что не хочет ходить в школу, плакала — было видно, что ребенку некомфортно в стенах учебного заведения, хотя с успеваемостью все было в порядке.
— Однажды я услышала, как учитель другого класса в унизительной форме говорила с детьми. Может, и дочь это слышала и ей стало страшно? — размышляет Вера. — Но мы еще ждали, что наступит переломный момент и все наладится, даже к психологу обращались, однако ничего не менялось. Тогда я стала изучать вопрос перехода на семейное образование.
— У меня было много страхов, мы размышляли на тему социализации, общения со сверстниками и так далее. Но решающим моментом стал переход на дистанционное обучение. Мирослава тогда оканчивала второй класс. На дистанционке учитель, можно сказать, переложила весь груз на родителей: давала задания — и справляйтесь как хотите. То же самое с английским, информатикой — мы все изучали сами, отправляли только на проверку, и я поняла: если сейчас мы справились, справимся и на СО. Я вступила в чат единомышленников, ближе познакомилась с системой — и 1 сентября 2020 года мы перешли на семейное образование.

Фортуновы-Седых выбрали для себя подходящую платформу, получили учебный план и спокойно осваивают школьную программу. В конце года Мирославе нужно будет пройти аттестацию. «Сейчас у нас все хорошо. Мирослава осознает свою ответственность, у нее есть мотивация, и она успешно справляется с учебой. Но не исключено, что когда-нибудь мы вернемся в школу — это вполне возможно. А пока у нас есть возможность и желание оставаться дома, — говорит Вера. – Кстати, глядя на нас, некоторые знакомые тоже задумались о переходе».
«О переводе попросила дочь»
— О семейном образовании с нами первой заговорила дочь, — рассказывает свою историю иркутский фотограф Юлия Кривцова. — Дело было после весенней дистанционки. Дочке такая система очень понравилась, она сама изучила вопрос и пришла к нам с готовым предложением. Я стала говорить, что в школе друзья, общение, но Злата разбила все мои аргументы, и мы решили попробовать.
Злата Галушка училась в 64-й школе. Когда речь зашла о переходе пятиклассницы на семейное обучение, учителя восприняли новость не вполне дружелюбно: ребенок обленится, деградирует — это были главные аргументы. А вот классный руководитель Златы даже дала рекомендации семье.
— Конечно, прежде чем принять решение, мы долго думали, сомневались, разговаривали, а в итоге сочли, что пятый класс, возможно, самое безопасное время для такого эксперимента. И поддались на уговоры дочери, — делится Юлия. — Получилось ли у нас, сейчас трудно сказать, покажет время. Что интересно, пройти аттестацию можно в любом городе, если у учреждения есть аккредитация. Мы прикрепились к московской школе и выбрали для себя формат отчетности три раза в год.
Одна аттестация для Златы уже позади — 11-летняя школьница успешно справилась с тестовыми заданиями. Девочка занимается на платформе онлайн-школы «Фоксфорд» — система позволяет присутствовать на уроках онлайн или смотреть их в записи. Единственный не очень удобный момент — «живые» занятия идут с 10 утра по московскому времени, то есть с 15.00 по иркутскому, и дальше каждые два часа.
— Если у Златы в это время тренировки, она имеет доступ к архивам занятий, и это, конечно, удобно, — продолжает Юлия. — Безусловно, как у любого подростка, есть какая-то разболтанность, особенно трудно было заставить себя работать тогда, когда никто над тобой не стоит. Теперь я могу сказать, что Злата втянулась, привыкла самостоятельно учиться. А какие сейчас возможности! Например, с учителем истории всем классом дети побывали в Египте, прошлись внутри пирамид! Возможности колоссальные! И если ребенок жаждет знаний — он их найдет, будь он в школе или дома, разница только в том, что на СО есть больше времени для этого.
На семейном образовании из-за спорта
У иркутянки Татьяны Цыденовой трое детей, двое из них — школьники. Дочь Кира профессионально занималась художественной гимнастикой, и с каждым годом совмещать спорт и школу становилось сложнее.
— В гимнастике дочка с четырех лет. В семь вместе с другим детьми пошла в первый класс, тренировалась по пять раз в неделю, но все успевала. Но чем больше становилось тренировок, тем больше пропусков в школе и тем сложнее было потом догонять программу. Пять классов Кира окончила в школе, а в 2016 году мы перешли на семейное образование — просто была такая необходимость.
Столкнувшись с новым форматом обучения, Татьяна погрузилась в изучение возможностей, и необходимость переросла в убеждение.
— Я нашла единомышленников, которые также стремились узнать все о новых программах, об образовательных ресурсах, дополнительных курсах и так далее. Мы старались не пропускать тренингов и обучений, чтобы быть максимально в теме. В итоге из всего этого образовалась семейная школа, учителями в которой стали сами родители, а учениками — дети. Ежегодно учащиеся проходили аттестацию, это все стало привычным и для Киры, и для меня, — описывает свой путь Татьяна. — Когда в Иркутске появилась школа «Точка будущего» и пригласила желающих к себе на двухгодичное обучение, мы все пошли туда учиться. Думали, изучим новые технологии образования, какие-то методики, а в итоге многие остались там работать и перевели туда своих детей — настолько это оказалось нестандартным, не похожим на обычную школу.
Вместе с другими детьми, после четырех лет на домашнем обучении, в «Точке будущего» оказалась и Кира. Девушка, став кандидатом в мастера спорта, завершила спортивную карьеру в прошлом году, а осенью поступила в девятый класс.
Сын Татьяны Цыденовой первоклассник Марк получает семейное образование в семейном классе. В «Точку будущего» мальчик не попал из-за обилия желающих. Сама Татьяна сейчас разворачивает частную практику тьюторского (тьютор — «репетитор, преподаватель». — Прим. ред.) сопровождения — запрос на наставничество в обществе только растет.
Мальчики — в школе, дочь — дома
— У нас пятеро детей, четверо из них — школьники, — рассказывает о своей семье Александр Соболев, предприниматель, основатель благотворительного фонда «Оберег». — При этом на семейном образовании только дочь, а мальчики учатся в 39-й школе. Решение перевести Алину созрело в октябре 2019 года, тогда дочь была в девятом классе.
Путь Соболевых к семейному образованию был небыстрым, но поскольку семья регулярно уезжает из России на несколько месяцев, опыт самообучения дети приобрели довольно давно. Поэтому вопрос от Алины о переходе на СО был закономерным. К тому же глава семьи считает, что развитие вне школы может быть куда более продуктивным:
— Я хочу, чтобы мои дети были успешными и счастливыми, а школа усредняет учеников, не позволяя сильно отставать аутсайдерам, но и не давая вырваться вперед сильным ученикам. К тому же, на мой взгляд, школа дает много лишнего, но не дает действительно нужного. Например, скоропечатания, скорочтения, основ сексуальной грамотности, психологии отношений… Алина в своем классе в 47-й школе и даже в параллели была одной из лучших учениц, ей все было интересно, во всем она участвовала, но регулярно рассказывала дома, что половина времени от каждого занятия тратилась впустую: то на установление дисциплины, то на задержку учителя, то на то, чтобы послушать одно и то же стихотворение 30 раз. Как это делает человека умнее?
Выслушав аргументы старшего ребенка, родители изучили вопрос и оформили перевод дочери на СО. По признанию отца, его сыновьям домашнее обучение может только сниться — им не хватает самодисциплины:
— Алина усидчивая, упорная, ответственная. Судите сами — в октябре мы ушли на СО, а в декабре она уже сдала шесть экзаменов в своей же 47-й школе. А потом я забрал ее к себе офис, где она изучила разные программы, вела деловую переписку и в целом отлично справлялась. Я считаю, научиться всему этому в таком возрасте — это круто.
Однако, как признается Александр, оказалось, что даже у Алины уровень самодисциплины начал хромать и девушка не сумела вовремя подготовиться к экзамену по математике — его пришлось переносить на сентябрь 2020 года.
— Да, я не рассчитала силы и время, — откровенничает десятиклассница Алина. — В итоге пришлось готовиться летом, что не давало расслабиться и отдыхать, но в сентябре на базе 39-й школы я сдала и алгебру, и геометрию. Впрочем, такой опыт, наверное, тоже был нужен, чтобы впредь делать все вовремя.
Алина рассказывает, что ее братья тоже мечтали о семейном образовании, но когда всех учеников перевели на дистант, оказалось, что на самообразование, даже при наличии онлайн-уроков с учителями, сил и эмоций уходит гораздо больше, и они хором заявили: «Ни за что!»
— Такой формат обучения не каждому подойдет, это точно. Но если очень хочется, то нужно попробовать, ведь всегда можно вернуться в школу. Для себя я давно поняла — такой вариант мне наиболее комфортен.
Почему выбирают семейное обучение
• Удобно — не нужно тратить время на дорогу. Экономия денег на проезд, покупку школьной формы, на нужды класса. Семейное образование позволяет подобрать индивидуальную систему обучения с учетом способностей ребенка, повысив эффективность занятий и освободив время на спорт, творчество, общение.
• Неудовлетворенность качеством обучения в государственной школе: скучная форма подачи материалов, отсутствие обратной связи с учителем, незаинтересованность некоторых учителей в результатах обучения, переполненность классов, недостаточное оснащение.
• Индивидуальный подход: развитие самостоятельности, ответственности, самодисциплины, возможность отследить и развить личные склонности ребенка.
• Комфортно: индивидуальный темп знаний, удобный режим дня, возможность путешествовать в любое время года.
• Здоровый климат: отсутствие давления со стороны учителей, отсутствие сравнения с успехами других учеников, здоровый психологический климат, отсутствие травли и неразрешимых конфликтов с учителями.
Новости похожей тематики
- “Задача родителей и учителей — устареть”. Почему Илон Маск ненавидел школу и причем тут самостоятельность
- Жительница Иркутска закончила среднюю школу в 38 лет
- Особенным детям - особое внимание
- В России треть учителей и 80% школьников используют ИИ
- Образовательные учреждения Ангарского округа готовы к учебному году
- Дисциплину «Семьеведение» планируют преподавать в школах Ангарского округа
- В школы Иркутской области поступят 190 тысяч новых учебников по истории
















