Кухня коллекторского агентства изнутри: как я устроилась работать коллектором

Профессия «коллектор», или, как ее еще называют, «специалист по взысканию просроченной задолженности», вызывает у нас смешанные чувства. Сотрудники подобных агентств представляются нам грозными «качками» со смутным прошлым, и это несмотря на то, что коллекторский бизнес в России существует уже более 10 лет, а их деятельность находится под контролем Федеральной службы судебных приставов.

Самый лучший способ убедиться, где правда, а где вымысел - устроиться на работу в настоящее коллекторское агентство и проверить все на своей шкуре.

Мой выбор пал на одно федеральное коллекторское агентство, они нанимали сотрудников в колл-центр. Процедура трудоустройства в принципе мало чем отличается от привычной: резюме, первая беседа по телефону, очное собеседование и долгожданный звонок: «Вы нам подходите!». Хотя с самого начала меня удивило внимание сотрудников подбора персонала к моему «прошлому». Однако потом пояснили, что вопросы задаются неспроста и что служба безопасности компании обязательно проверит меня на наличие судимости, так как одно из важных требований 230-ФЗ, в рамках которого все коллекторы и работают, – сотрудник должен иметь чистую биографию.

Меня это очень обрадовало и на душе стало спокойно – трудиться в окружении бывших подсудимых не придётся. Главный миф был развеян еще на этапе собеседования.

В первый рабочий день я была уже морально готова звонить должникам и услышать на другом конце провода массу оправданий и негатива. В голове уже выстраивался мысленный диалог и аргументация, дело было за малым – поднять трубку, набрать номер и сказать: «Алло».

Но вместо рабочего места меня провели в класс и посадили за парту – общаться с должниками разрешается только после прохождения курса обучения, который длится около недели. Итак, миф второй – разговаривать с клиентами (именно так и только так специалистам агентства разрешается называть должников) можно только квалифицированным сотрудникам, которые успешно сдадут тесты. Буквально через несколько часов мое скептическое настроение к этому процессу изменилось. Обучение построено в интерактивном формате. Теория сразу подкрепляется практикой, и ты полностью погружаешься в процесс.

За эти 7 дней я успела познакомиться со своими будущими коллегами. Нет, ими оказались не качки с татуировками, как вы могли подумать, а милые девушки, средний возраст которых не превышает 25-35 лет. Интересно отметить, что многие из них уже успели поработать в качестве судебных приставов, юристов или полицейских и обладают прекрасным знанием российского законодательства и права. Третий миф развеян – мои коллеги самые обычные девушки, причем очень приятные.

Неделя пролетела незаметно, тесты были сданы и вот наступил момент икс - первый звонок должнику, вернее клиенту.

Мне еще раз напомнили, что одними из важнейших навыков являются способность к спокойному и тактичному общению с должником, вежливость вопреки всему и умение договориться и услышать. Четвертый миф приказал долго жить – коллекторам запрещено хамить и угрожать, все звонки записываются и отдел контроля следит за каждым специалистом.

Ну что? Поехали! Слышны гудки, наконец, трубку взяли, на том конце ответил довольно грубый мужской голос, который не особо настроен на беседу. Согласно выученному скрипту, я здороваюсь, прошу попросить к телефону некого Олега Семеновича. Важная задача – убедиться, что Олег Семенович это именно тот, кто мне нужен, так как общение с третьими лицами категорически запрещено. «Это я, что надо?», - слышу в трубке. «Здравствуйте! Это Вас беспокоит Мария Алексеевна из коллекторского агентства по поводу урегулирования вопроса, связанного с Вашим долгом в размере 93 тыс. рублей»,- спокойно и твердо говорю я. «Денег нет!» - отрезал должник и бросил трубку. К сожалению, как говорят новичкам наставники, существенная часть должников не считает нужным возвращать деньги, даже имея возможность это сделать. Им кажется, что коллекторы будут звонить вечно и от их звонков особо ничего не поменяется. Действительно, от звонков мало что изменится, но такие «отказники» не понимают, что через некоторое время на них подадут в суд, а дальше к ним постучат в дверь судебные приставы.

Второй мой разговор состоялся с должницей Ниной Петровной, которая взяла деньги в банке на покупку стройматериалов для дачи, затем на заводе было сокращение, несколько месяцев безработицы, потом нашла другую, но доход упал в несколько раз, поэтому платить прежние 4 тыс. рублей не представляется возможным. Объяснив Нине Петровне, что долг никуда не денется, я предложила ей платить меньшую сумму, но делать это регулярно – тем самым ситуацию удастся исправить. Мы совместно составили график платежей, обговорили суммы и сроки. Уже на следующий день она внесла небольшой платеж в счет погашения своего долга. На тот момент я поняла, что помогла человеку, который оказался в трудной ситуации. Итак, пятый миф, что коллектор мало чем может помочь, также не соответствует реальности.

За первый мой настоящий рабочий день мной было совершено около 50 звонков (более опытные сотрудники делают больше 100 за смену), от усталости язык совсем не шевелился, но я была горда собой.

Какой же вывод можно сделать? Первое – не забывать, что долг никуда не денется. Второе – общение с коллектором может стать важным шагом в решении этого вопроса. И третье – берите кредиты при крайней необходимости, ведь модные телефоны и норковые шубы могут подождать.

Компания Технолайф

Original design by My Drupal  |  Modified by LiveAngarsk.ru team